Главная страница Тональность Hyper police – anime review Вместо вступления
Hunter x Hunter
[spoiler warning]
Эта не обзор, а скорее, подобие критической статьи с изрядной порцией спойлеров, так что тем, кто не смотрел сериал, рекомендую, всё же посмотреть сначала сам сериал (62 серии, да ещё вдобавок аж три OAV-сериала), и уже потом читать эту статью. В качестве нескольких слов обзора, скажу, что Hunter x Hunter действительно классное аниме, очень динамичное, с потрясающими моментами. Все 62 серии глотаются влёт, настроение во время просмотра меняется от восторга и радости до испуганного восхищения.
ТВ-сериал и три ОВА-минисериала Hunter x Hunter практически целиком следует своей манге. Автор манги, Togashi Yoshihiro, (автор Yu-Yu Hakusho), имеет немалый опыт в создании длинных и интересных сериалов.
Не смотря на весь восторг во время просмотра, я вынужден сказать, что весь Hunter x Hunter построен по принципу «готовых кубиков». Сюда попадают и дизайны некоторых персонажей (к счастью, некоторых), и устройство мира, и развитие сюжета, и жанровая специфика многих серий и сюжетных поворотов.
Сама манга, довольно проста, лишена того лёгкого предощущения дзена, которое присутствует в сериале (особенно в первых сериях). Её экранизация дала определённый лоск персонажам, добавила стиля и изящества.
Давайте для начала, остановимся чуть подробнее на мире, где происходит действие Hunter x Hunter. В одну кучу попадают и элементы «мальчишеской романтики»: старинные парусные суда, холодное оружие, дирижабли, неизведанные страны, средневековые города, и «модный хайтек»: сотовые телефоны, небоскрёбы, интернет, игровые приставки, мафия. Так же в одну кучу оказывается смешанной и география. Наравне со «своими» (придуманными) странами и континентами, автор, в тот момент, когда посчитал нужным, добавил внезапно Японию, потом мельком упомянул о существовании Китая. Всякая новая особенность мира появляется в тот момент, когда в ней появляется надобность. Например, можно взглянуть на постепенность появления хайтека по мере развития сюжета.
Мир
В самом начале, в первой серии, доме у Гона, на Китовом острове, нет никаких фенечек, элементов того, что можно назвать хайтеком. Из всего хайтека — электрическое освещение, да появляющийся мельком на фотографии мотоцикл. Весь мир, весь уклад жизни, совсем не похож на современный. Во второй серии портовый город вполне соответствует ещё образу средневековья — дерево вместо пластика, каменные улицы и отсутствие многоэтажных домов с современной архитектурой. Но уже появляется первый признак исторического диссонанса — во-первых, это персоналия Леорио в деловом костюме (в то время как все остальные, даже «деловые» люди одеты в вполне себе соотвествутющие историческому антуражу одежды), во-вторых, это (если кто не обратил внимания) бетонная набережная, рядом с которой у Леорио пытались украсть чемодан. Следующим существенным артефактом является автобус, на котором пытался ехать Леорио (там же мельком показывают ж/д). Впрочем, всё последующее всё же сохраняет антураж старины, и остаётся таким до момента появления ноутбука у одного из участников.
Кроме ноутбука никаких артефактов более не видно до момента, пока не показывают офис главы комиссии и дирижабль, а так же первый сотовый телефон (рацию?) у «вредной поварихи» Менчи.
Заметим, ни у одного из участников экзамена с собой не было сотового телефона!
Не меньшую сумбурность в смешении стилей можно заметить и в жанровой специализации серий. Сказка (первые серии), фильм-катастрофа (конец третьего экзамена), обычный для махо-сёнена (т.е. приключений для мальчиков) экзамен и турнир, детективная история (идеальное преступление), вендетта, апокалипсис (последние серии явно не детектив, а классический для аниме «конец света»), и, наконец, перетекшая в ОВАшки «онлайновая RPG всерьёз». Каждый из этих жанров привносит свою атмосферу, определённым образом влияет на решения и действия персонажей.
До этого момента временные артефакты воспринимались как артефакты, но появление боевого корабля в финале третьего экзамена явно показывает, что мир всё-таки более техничен, чем казалось в начале. В дальнейшем, после окончания Экзамена, аспекты современности всё больше и больше вытесняют архаичность, до такой степени, что появление в простых одеждах одного из Пауков в современном ЙоркСити напоминает появление дикаря в современном городе. Быть может, что такова была задумка автора, но, мне скорее представляется, что автору просто надоело возиться со стариной и захотелось «побольше техники». В качестве последних гвоздей в эту тему, замечу, что вертолёты и автомобили появляются только в последних сериях.
Ещё один момент, который, вообще говоря, совершенно не характерен для «длинных сериалов». Это неровность тайминга. Обычно в анимешном сериале такой длины события развиваются достаточно ровно, меняя скорость только в кульминационные моменты. В Hunter x Hunter тайминг очень рваный, резкий. В первой серии событий достаточно на целый сериал; ни одно слово, ни один звук не тратится напрасно. Где-то в середине есть серии, совершенно обычные для долгих сериалов, когда за серию всего существенного набирается на 3-5 минут сжатого пересказа, а всё остальное заполнено напряжёнными сценами боёв, ожиданием и болтовнёй. Потом, внезапно, скорость меняется обратно, к стремительной, оставляющей большую часть на откуп фантазии зрителя, передающей лишь самую суть. Это сбивает с толку, но заставляет напряжённо следить за происходящим, совсем не так, как в более ровных сериалах.
При этом между кубиками, из которых построен весь Hunter x Hunter, практически нет связи, кроме слабой сюжетной «ниточки поиска отца Гона», на которую нанизаны практически все серии. И, наверное, в смене стилей и антуража, кроется некоторая часть очарования сериала. Постоянная смена не только декораций, но и мотивов, стереотипов поведения второстепенных персонажей, методов, не позволяет «застояться крови», истрепать персонажей до дыр (вечная беда длинных сериалов — переход на циклическую модель, когда меняются лишь названия, декорации и противники).
В отличие от жанра, мира и атмосферы, персонажи в Hunter x Hunter (во всяком случае главные, персонажи) развиваются с первой и по последнюю серии.
Персонажи
А вот три основных персонажа, Gon, Kirue, Kurapica, у них есть достаточно явное, нетривиальное развитие. О каждом из них нужно говорить особо.
Леорио и Хисока, не смотря на то, что являются достаточно существенными персонажами, всё же практически не меняются по ходу сериала, а некоторые изменения можно скорее назвать деградацией character design, нежели их развитием.
Gon
Для начала о самом простом персонаже, о Гоне.
Юный мальчишка, обладатель прекрасной наследственности и отличной среды для воспитания. Традиционно для аниме, выросший без мамы-папы, под чутким и суровым руководством тётушки и бабушки. Мотивы просты, морально-этическая система тоже. Отличный персонаж для хорошего приключенческого аниме. Честный, справедливый, стремящийся всеми силами к установлению всеобщего счастья. Прямолинейный, не слишком сообразительный, но обладающий звериным чутьём и интуицией. В течение сериала практически не меняется. Его прямолинейность и упрямство (скорее, упёртость) в некоторые моменты пугает (например, во время финального турнира в Экзамене, когда ему сломали руку). Вообще, на самом деле, такого вида персонажи (с ультимативно-раздутыми чертами характера) не особо интересны. Особенно в роли главных героев. За ними интересно наблюдать, но не более. Главное его свойство: превращать друзей во врагов и союзников, в отличие, например, от идеологии Кеншина (обладающего примерно такой же способностью), проистекает от наивности и юности, а потому не несёт за собою идеологической подплётки. Т.е. лишено глубины. Даже попытки создать эту глубину (опять же, четвёртый экзамен, сцена игры в третьих овашках), увы, не получаются.
Куда более интересным типажом является его друг, Кируэ. Ну, для начала о явной игре слов, Kirue это японская транскрипция Killue, с явно прослеживающимися корнями к слову to kill (убивать). Происхождение из семьи потомственных убийц гипотезу об имени превращает в подтверждённый факт. (мой мама быль убыйца, мой папа быль убыйца, мой сэстра убыйца, мой брат убыйца, мой дедушка убыйца, а сам я нэ мэстный).
Kirue
Всё развитие персонажа построено вокруг линии юношеского бунта против «семейного предначертания» (не хочу быть такой как папа, хочу быть «Я»). Постепенно просто из желания самоутвердиться противостояние переходит в идеологическое противостояние между дружбой и холодной расчётливостью убийцы. С одной стороны интересно («...и в очередной раз с разгромным счётом добро побеждает здравый смысл»), с другой, слишком стандартно.
Убийца — тёмный взгляд, холодный голос, жажда крови. Мягкие, кошачьи, движения, скорость, расчёт. Эстетика функциональности, красота кинжала.
Большая часть всего очарования Кируэ — это его внешность и голос. Если честно, я от них просто млею. Волшебно. Собственно, все варианты поведения его можно описать как три состояния убийца, отступник, двенадцатилетний мальчишка.
мальчишка — этот образ у Кируэ появляется после целительной терапии в форме общения с Гоном. Проявляется эпизодически, но очень колоритен. Наверное, из всех трёх, именно этот самый яркий и самобытный. Моменты, когда Кируэ действует в таком аплуа обычно комедийные (сцены исследования дирижабля, заказ конфет центнерами, просмотр «порнушки» в отеле, соревнования с Гоном, подкалывание Леорио по мелочам). Обычно, сопровождается некоторым количеством SD (весьма отличным от того, которое принято в сёдзе-сериалах и потому не нарушающим общую картину).
Отступник — юный бунтарь, не желающий идти по стопам родителей. Не желающий быть инструментом в их руках. К сожалению, самая слабая проработка из всех трёх ипостасей.
Но, собственно, с точки зрения «персонажей» Кируэ и Гон достаточно очевидны и просты. Куда интереснее третий главный герой Hunter x Hunter: Курапика. Не хочу делать догадок насчёт словообразования его имени, но у меня постоянно крутится ассоциация со словом курой — чёрный.
Kurapica
До какого-то момента, Курапика второстепенный персонаж, примерно на одном уровне с Леорио. Изредка просвечивающаяся ярость удивляет, но остаётся в пределах нормы. Как всегда, одинокое детство, умершие мама-папа.
И тут образ Курапики обретает невиданную силу. Впервые я вижу (вообще впервые: и среди тысяч анимешных серий, и среди всех книг, которые я читал, и уж, тем паче, среди фильмов), впервые я вижу настоящую жажду мести. Не просто желание «отомстить за былые обиды» (это самый частый мотив, наверное, в сёнен-аниме), а вижу МЕСТЬ. Настояющую, злую, разрушающую всё — дружбу, любовь, человечность. Разрушающую личность мстящего и несущего смерть и горе тем, кому мстят. И в то же время безумно красивую. Самое сильное впечатление производит именно Курапика-мститель. Его образ немного напоминает инквизицию, в её идеальном воплощении. Месть не во имя справедливости, не ради спасения кого-либо. Месть для утверждения Имени Господнего, предание еретиков огню, очищение от скверны. Недаром Курапика читает молитвы между убийствами членов Рёдан. Как всякий образ, непрямо использующий архетипичные образы, его образ в этот момент очень глубок, многогранен. Его невозможно описать в несколько слов, тут играет существенную роль всё — и одеяние с символикой, отдалённо напоминающей ритуальные одеяния христиан, и интонации голоса, и позы, и образ цепи, и роль Судьи и Святого Мстителя.
Такое положение дел остаётся до середины сериала. Пока на поверхности всерьёз не появляются Пауки.
Идея инквизиции — одно из уродливых порождений гротеска христианства. Сжигать на кострах во имя спасения душ тех, кого сжигают. Убивать, следуя заповеди «не убий». Как всякий гротеск и логическая перверсия, инквизиция, будучи замешенной на саморазрушительном фанатизме, обретает страшную и болезненную красоту.
Опустошение в душе после свершения мести, страшнее смерти. Молитва звучит как воззвание к cатане.
Именно эта красота в глазах Курапики. Потому что убийство Пауков — это в первую очередь жестокое осквернение идеалов спокойной гуманности и человечности, живущих в Курапики. Убивая членов банды, Курапика уничтожает себя. По словам его учителя nen, после свершения мести остаётся пустое сердце и окровавленные руки.
В дальнейшем, и разборки с Пауками, и происходящее в GI потеряло особый смысл, Курапика тихо перешёл на второстепенные роли. Да и его личность в Greed Island лишь попортила бы игровую атмосферу.
Предфинальные сцены с Курапикой совершенно отличны от всего настроя сериала, потому что автор (специально или нет, не знаю) задел очень глубокий слой, смешал канву своего повествования и неосознанные, но ощущаемые всеми, сильные и страшные образы. К сожалению, автор то ли опомнился, увидев, что образ начинает жить своей жизнью, то ли помешало завершение ТВ (и странный финал в нём), переход повествования в ОВА. И образ оказался скомканным, вместо мести выбрав «дружбу и нормальную жизнь» Курапика вышел из области архетипичных образов и вернулся под контроль автора.
Ещё из интересных образов можно упомянуть Хисоку. Сильный образ, но, увы, слишком простой и шаблонный. Хисока просто играет роль и у него, увы, нет своей личности, о которой бы можно было говорить. Но вот роль, которую он играет, сама по себе очень красива и (лично мне) интересна.
Смешанная с истеричностью, с лёгкой, но чётко ощущаемой гомоэротичностью (да, господа, да, это чистой воды гомоэротика: сцены купания, в третьих ОВАшках, например), красота декадентства, красота одиночки, плюющего на всех, живущего ради себя самого, она тоже немного архетипична. А значит, говорит о себе больше, чем имел в виду автор. К сожалению, у Хисоки, хоть и важная, но второстепенная и пассивная роль. Те сцены, где он показывает свою силу, очень краткие. А в силу его флегматичного отношения к боли (сомневаюсь я, что оно флегматичное, скорее в нём, в этом отношении, очень много от эстетствующего мазохизма) не получается ощущения «уверенной победы». Победы есть, а вот их ощущения нет. Наверное, это часть замысла автора, но в силу краткости образа, он был мало раскрыт, и о многом надо догадываться по косвенным признакам.
Если пытаться описать его одним словом, можно сказать PK (Player Killer). Скучающий, могучий герой, ищущий себе достойных противников. С немного нервным и манерным поведением, алчущий крови. Садомазохистское удовольствие от оттягивания момента триумфа, наслаждение ожиданием... в этом тоже что-то есть.
Немного о «магии», точнее о сверхспособностях. Всякое художественное произведение, в котором у персонажей проявляются экстраординарные способности должно ограничиться одним из двух: или уникальностью способностей (в этом случае возникает проблема divine mecha), или «магической системой»: системой правил, согласно которых проявляются способности, диапазон этих способностей, то, что возможно и что нет. (Надо сказать, система правил должна появляться в любом случае, будь то заклинания, НФ-гаджеты или просто очень сложные физические движения)
Nen
В Hunter x Hunter о Nen персонажи (и зрители) узнают уже во второй половине сериала. К этому моменту все фигуры расставлены, примерное соотношение сил известно, и появление Nen становится не «внеочередным левелапом», а осознанной необходимостью. Иначе, возможности Хисоки, брата Кируэ и многих других персонажей просто не объяснить.
Вслед за архетипичной идеей, пришли авторские построения. Пока всё ограничивалось более-менее очевидными (в смысле, архетипичными) вещами, вроде, контроля над своим телом, способности видеть чужие ауры и управлять своею, всё было великолепно. И, даже не побоюсь этого слова, реалистично. В это можно было поверить. На то это и архетип.
О природе Nen. Всякая «школа магии» не может быть создана человеком в одиночку. Фантазии не хватит сделать её интересной и убедительной. В этом случае обращаются к архетипам. Подобный же путь избрал и Togashi Yoshihiro (автор манги). Тут моих знаний явно не хватает, быстрый поиск по интернету упоминания о Nen ни к чему толковому не привёл. Однако, упоминания о нём (именно о nen, а не о ren/ten/hatsu/gyo/etc встречаются во многих сериалах). Проистекают они, явно, из идеи о внутренней энергии человека, ки (ци в транскрипциях с китайского).
Девочка с хрюкающим и подмигивающим пылесосом, человек, управляющий своими волосами, откладывающий личинки с помощью языка, устанавливающий бомбы, etc — всё это классом ниже того, с чего начиналось. Эти практические реализации nen лишены убедительности, лишены гармоничного совершенства. А, значит, в них совсем не хочется верить.
Но вот дальнейшее развитие, всё более подчиняющееся авторской фантазии и всё меньше использующее «витающие в воздухе идеи», увы, опечалило.
У Курапики, его Цепи великолепны, именно потому, что рождены среди ограничений. Когда показывали, как появлялась на свет идея, показали её границы. И потому идея получилась оформленной. Все же прочие спешалы мало чем-либо ограничены, а значит, лишены формы и убедительности.
Управление движениями карт (да вообще, использование их в качестве оружия), присоединение nen-нити ещё смотрится. Так же, как, в общем и целом, смотрятся спешалы Кируэ и Гона (не говоря уже про перфектную реализацию у Курапики). По мере того, как автор вынужден придумывать свои формы, они становятся всё менее многогранными, всё менее изящными и простыми. Появляется притянутость за уши. Появляется ощущение комиксов. Т.е. неоправданной, совершенно не ограниченной здравым смыслом и какими-либо (пусть придуманными) физическими законами.
Охотники
Плохо или хорошо, что о ней не сказали ничего толком? Наверное, всё же хорошо, поскольку завеса тайны лучше тривиального решения.
Ещё надо сказать о самой организации Охотников. Ни её смысл, ни общественное положение, ни цели, ни средства существования в сериале не раскрыты. Вообще никак. Она остаётся некой мифической структурой, «существующей зачем-то».
Из всего вышеперечисленного может сложиться впечатление, что Hunter x Hunter средней руки сериал. И тут у нас недоделано, и тут персонаж тривиальный, и тут ничего толком не сказали, и сюжет незаконченный...
Заключение
Люблю такие вещи. Hе вредно–серьёзные, а немного детские и очень искренние.
Hyper Police
Персонажи живые, настоящие. Hе просто пешки на доске, а обычные живые люди. Вредные, ленивые. Добрые, любящие.
О таких вещах нельзя много написать. Просто, почему–то во время их просмотра на лице почти всё время улыбка. Не ощущение свежести и оригинальности (что–то я такого в аниме не припоминаю :), не какие–то глубокие и серьезные мысли, просто хорошо во время просмотра. Немножко оттаиваешь, становишься чище и откровеннее.
Эмоции, эмоции. Их нет в жизни (упаси боже меня от таких эмоций в р/л), но зато как красиво они выглядят...
Бывают всякие моменты. И когда плохо, и когда хорошо. Hо в каждый момент все остаются самими собой, а не уходят в кокон скучной защитной маски.
В Hyper Police довольно хорошо проработанный мир, настолько хорошо, что более напоминает книгу. История, технический уровень, политика и социальная напряжённость. Hо зато — почти «никакой» сюжет. Точнее, был момент, когда внутри всё замерло — мол, ВОТ ОHО. Что–то такое, чего не видел раньше, что–то совсем иное. Hо... финал по дефолту (с)IS. Даже немножно обидно. И как всегда в этих случаях уровень аргументации того, что произошло, хромает. Hу, да, да. Всё понятно. Hо неубедительно.
Впрочем, ближе к Hyper Police. О хорошем и плохом.
Обычно где–то к середине подобных вещей становится скучно, интерес пробуждается снова ближе к финальной развязке. А Hyper Police ровно держит уровень.
Впрочем, финал не главное. Hyper Police смотрелся на удивление хорошо и ровно.
Hо даже не в мире дело. Hе он первый, не он последний. А вот атмосфера кавая действительно сильна.
Каждая из серий не столько двигает сюжет (ну нет в Hyper Police практически сюжета), сколько прорисовывает мир (это помимо обязательного кавая, и со скрипом разворачивающейся love–story).
Нацки–тян (главная героиня) пример действительно shoujo–neko. И даже немножко mahou.
Кавай одно из самых тонких мест аниме. Кавай очень быстро приедается. Одна–две–три серии — и всё, нужно что–то ещё. Обычно там, за каваем, пушистыми ушками и хвостиком ничего нет. Просто герой с ушами.
Может. Hа смену первому ощущению «так есть потому что так сделали» (обычное ощущение от «пушистой» девочки в аниме) приходит просто понимание того, как это получилось. Со всеми переживаниями и привычками. С тем, через что прошли персонажи. Никто и не обещал, что жить в таком мире просто.
В Hyper Police, во–первых, кавай «аргументирован сюжетно», а во–вторых развивается. Чесное слово, до Hyper Police, я совершенно не предполагал, что кавай может развиваться.
|