Главная страница Тональность Haibane renmei - анализ То бы слово, да не так бы молвить L народная мудрость.
Смысл, смысл... Главное - атмосфера!
Сюжет - это линия, по которой идут персонажи, это то, вокруг чего вращается мир произведения. Но сам по себе он сух и скучен. Сюжетов по своей сути всего три штуки: победили они всех, и жили они долго и счастливо, и обломали их не по-детски, а им всё было пофигу. И всякие наслоения мясца вокруг этого остова в форме дополнительных подробностей (и победили они всех, но было им тяжко, но всё они жили долго и счастливо) ничего принципиально не меняют.
Можно сколько угодно рассуждать о концептуальности и сюжетной новизне произведения, но все эти слова так и останутся словами, если нет атмосферы.
Но есть... Есть ещё один вариант. Не сюжетный. Не ставящий своей целью (во всяком случае основной) сказать умное слово (ещё одно, в те сотни тысяч, что уже пылятся на полках библиотек), не ставящий своей целью показать ПОДВИГ (или наоборот, великое ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Это книги, фильмы, аниме - которые показывают атмосферу.
Либо автор несёт некоторую глубокую мысль, которая к 25ой тысяче строк якобы проявляет себя (и тогда те, кто смог осилить эти строки восхищается: ах, как гениально), либо про него говорят (отложив книжку на 8ой тысяче): и что дальше?.
Пытаться передать на словах (особенно в описательно-рассудительном стиле) атмосферу чего-либо - бессмысленно. Это не вербальная вещь. Она не несёт смысла. Она действует на эмоции, на КОМФОРТНОСТЬ человека при просмотре.
Тривиальный сюжет, миловидные, но весьма и весьма шаблонные персонажи. Вроде бы, всё, вещь обречена на провал. Запинают. Заклюют критики, отвернутся зрители. Ан нет. Смотрят. Да ещё и нахваливают. Кто-то умудряется узрить глубокую концептуально-философскую идею в глотании красной капсулы, а не синей, кто-то рассуждает на тему создания новой религии по мотивам.... Это всё атмосфера.
Покажите смерть человека на войне (когда рядом гибнут десятками) - это пройдёт почти незамеченым. Одной смертью из десятков. Покажите сначала как этот человек живёт дома, как он любит жену и детей, покажите как он ссорится и мирится с друзьями. Покажите его. Его дом. Его быт. И тогда смерть станет не рядовой лужой крови возле трупа. Это будет Смерть. Страшная и ужасная. Потрясающая и заставляющая сострадать.
Для чего важна атмосфера? Есть сюжет. Есть Глубокая Идея, толкаемая автором. А не смотрится. Скучно. Персонажи вроде и действуют естественно, и всё происходит очень умно и правильно. А не интересно. Ну не интересно - и всё тут. Не хватает атмосферы. Человеческие поступки воспринимаются не на уровне смысла - а на уровне инстинктов (опасно/не опасно, полезно/не полезно). В случае художественного произведения оценкой поступков занимаются не инстинкты, а их заменители - эмоции.
И, возвращаясь собственно к теме аниме, я могу сказать что торкает лично меня. Атмосфера. Лёгкая атмосфера беззаботной фривольности, детства, молодости. Когда есть силы, и сам не понимаешь, что такое - когда нет сил. Когда ругань с другом - это огорчение, а не депрессия. Когда жизнь яркая и новая, а не тусклая и б/у.
Атмосфера определяет всё. И действия которые происходят на экране - сами по себе лишены какого-либо существенного смысла. Его даёт атмосфера произведения.
Именно потому я не люблю реализм. Реализм вольно или не вольно - но это мрачная вещь. Ну нельзя показать ссору двух людей в реалистичном стиле и не показать негативные эмоции кажного из них. Да ещё и растянутые во времени, размазанные тишиной и длинными паузами.
Именно эта атмосфера меня и приводит в состояние эмоциального восторга.
С последним я полностью согласен. Любая вещь, кроме уголовной хроники и новостей - эскапизм. Куда-то, где не так как у нас. Да и новости по большому счёту тоже эскапизм.
Кто-то назовёт это инфантильностью, эскапизмом.
О да. В первом (если кто не понял, я бедняжку-графомана Толстого охаиваю) у нас Такая Трагедия. Ужасъ. Плакать хочется. Аж дубы не зацветают. И плодоносить перестают. А какой эпический размах. Сколько смерти, сколько [...], сколько Сотоны. Ух!
А вот с первым... Ну почему восхищение Незнакомкой Блока - это не инфантилизм, а смех при виде несчастного Гаури - да? Почему рассказ (ах, пардон, роман) про сражение одной империи с другой - гениальное творение, а битва гиганских роботов за спасение Галактики - это инфантилизм и глупость? Только потому первое про взрослые вещи, а второе про детские? А кто решает, что детское, а что нет?
Так вот. К чему сия немного глупая филлипика? К тому, КТО решает, что есть вещь достойная, приличиствующая, СЕРЬЁЗНАЯ, а что - глупость и детские мультики.
А гиганские роботы - фи. Нереалистично. Фигня, второсортная поделка для детей.
И почему этот кто-то решает именно так? Чем он оперирует? От чего отталкивается?
Кто решает, что победа над Наполеоном в Великом Романе - есть быть гуд и хорошо, а победа Мисакчи на Angelic Layer - детская возня?
Чем различается вещь Серьёзная и Достойная от детской и пустой?
Если вопрос звучит слишком резко по отношению к бедняжке Толстому, что ж, задам по-другому.
[!!!Spoiler!!!]
Haibane Renmei - анализ
Haibane Renmei задаёт много вопросов. Даже слишком. Здесь мысли отностельно некоторых (лишь малой части!).
Эта часть только для тех, кто уже посмотрел.
Haibane — «пепельнокрылые», живут здесь, очищая душу, готовясь к исходу за Стену.
Для начала, о том, где всё происходит. Очевидным становится после даже малого размышления, что Город — Чистилище. (Место, куда попадают грешники, где они очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай. Совершившие смертные грехи не имеют хода в рай и не могут попасть в чистилище).
И вот тут мы видим просто феноменальное! Придя в Город с грехом перед собой, с чувством вины, с ощущением собственной неправоты, Реки уходит с чувством единения с Старым Домом.
Иногда хайбане появляются с чёрными крыльями. Могу лишь строить догадки, но судя по всему, чёрные крылья — клеймо суицида. Те, кто окончил жизнь самостоятельно, несут на себе тяжкий грех. (Вообще-то по христианским воззрениям наложение на себя рук — смертный грех, так что тут какая-то неувязка...). И такие Хайбане не просто живут — они искупают свой грех. Для обычного Хайбане — исход приходит сам собой, капля за каплей наполняется чаша в сердце, пока не приходит ощущение — пора! Для чернокрылого круг греха должен быть разорван, должен быть найден ответ и искуплена вина.
Реки приходит с чувством ВИНЫ, сугубо европейским, христианским представлением о совершенном плохом поступке. Когда представление о добре и зле (о хорошем и плохом) абсолютно. Не важно с какой точки зрения, зачем и почему — если ты совершил грех — ты его совершил. ВИНА являет собою абсолютную категорию.
Я попытаюсь объяснить, в чём суть этого удивительного превращения.
С чем же Реки уходит? С чувством единения с Старым Домом, с чувством соответствия предначертанной роли, с чувством выполненного долга.
Идёт время. Реки пытается «быть хорошей», чтобы искупить вину. Но не может, потому что сама понимает, что притворяется. В европейской, западной культуре ВИНА не может быть искуплена поступком — только искренним раскаяньем. Если раскаяние не искреннее, оно ложно.
И именно это происходит с Реки. Её поведение СООТВЕСТВУЕТ тому, какое должно быть. Она примерный член общества, образец для подражания. И уже совсем не важно, почему и зачем она так делает. Она делает ПРАВИЛЬНО, значит она ПРАВА.
Тут, безусловно, надо упомянуть очень часто использующееся в культурологии понятие: Культура Вины и Культура Стыда. Культура Вины подразумевает абсолютность оценки поступков человека, наличие высших сил, перед которыми совершается Грех. Культура Стыда оценивает поступки человека с точки зрения его окружения. Никто не видел, никто не знает — и нет проступка (Стыдно, то что видно).
Для меня, весь Haibane Renmei, собственно, и стал гимном этой идеи — отказа от западного взгляда на абсолютность морали, и принятие жизни в том виде, в каком она есть.
Придя с ВИНОЙ, Реки уходит без СТЫДА.
Не Западный, а Восточный подход. Не переиначивание Города, не пустой бунт, а умение понять и принять. Начать жить в гармонии. Даже если это трудно, даже если это печально и больно — видеть как уходит Друг.
Весь дух Haibane Renmei, каждый его миг проникнут этой идеей — принятия жизни.
И Вороны, и вся судьба Ракки, и всё происходящее ещё много о чём говорит.
На самом деле, в Haibane Renmei много всего. И всё вышенаписанное — лишь малая часть.
Почему так не любят ворон в Городе?
Можно только догадываться, что монахи — это Ренмей, которые предпочли остаться и «жить тихой спокойной жизнью», вместо того, чтобы уйти за стену. Можно лишь предполагать, что за символы, которые чистила Ракка внутри стены.
Вопросов много...
Почему и кто живёт в Городе (кроме Ренмей)? И кто такой Вашу?
|