Главная страница Тональность Haibane renmei - anime review То бы слово, да не так бы молвить. (с) народная мудрость.
Что смотрим
Парадоксально, но факт. Из всего, что я отсмотрел, пожалуй, всего несколько вещей задели меня сюжетом. Так, что происходящее там я вспоминал, как прочитанную книгу. Всё остальное, что я смотрел — в смысле сюжета прошли мимо.
Пожалуй, сейчас, я уже в полной мере могу сказать, что мне почти монопенисуарно, о чём именно аниме. Эльфы, космические корабли, ангелы, девочки–волшебницы, спортсмены, охотники за головами... Всё равно.
Однако смотрится. Почему? Всё то, из–за чего я всё же смотрю, из–за чего аниме мне нравится, я называю атмосферой. И именно она определяет моё отношение к аниме.
Вроде бы тривиальная вещь, избитый сюжет, банальные и почти штампованные персонажи.
Это свойство аниме — облагораживать, создавать положительный образ практически любой вещи.
Я в эпиграф вынес пословицу. Собственно, с точностью до наоборот её можно применить к аниме. Вещи, ну совершенно обыденные, примитивные, и порою даже раздражающие в окружающей жизни в аниме обретают черты чего–то очень–очень хорошего.
Это всё есть в аниме. Но какое кавайное...
Небритый насупленный, без чувства юмора шеф в офисе? Вредная старушенция, достающая своими советами, вопросами и жалобами? Глупая, как пробка, несносная секретарша? Холодный дождь, пронизывающий до костей?
И это не ложь. Ложь можно почувствовать, она мешается, фальшивит.
Думаю, хоть чуть–чуть покопавшись в памяти можно назвать с ходу ещё не один десяток таких примеров. Да что там далеко идти? Обычные капли пота — ужасно неприятное ощущение, взмокшее тело, прилипшая одежда, грязь. А посмотрите любое спортивное аниме... Ну как? Есть неприятные ощущения? То–то же.
Каждый раз, как я вижу бегущее создание в аниме, тяжело дышащее, но всё же на последнем издыхании всё же достигающее заветной цели, мне хочется заняться бегом. Это же так здорово, так, через силу, через «не могу».
Аниме не врёт. Аниме приукрашивает. Чуть–чуть, совсем капельку. Но этой капельки хватает, чтобы из чёрного сделать белое, а белое сделать кавайным. Ж) Не показать недостаток–другой, отнестись с чувством юмора к всё–таки проявившимся неприятностям. И жизнь расцветает радугой красок...
И так почти во всём.
Но. Пробегитесь–ка... И где она, славная радость достижения? Застряла между тяжкими вздохами, мешается с сердцем в отчаяном стуке.
Не важно ЧТО, важно КАК.
Это свойсто аниме, уметь делать красиво.
Haibane Renmei c самого начала, сразу и безусловно, стал для меня чем-то совершенным, настолько далёким от всего своего окружения, что даже «аниме» его не назвать.
Haibane Renmei
Haibane Renmei абсолютно лишён традиционной анимешности, графических и сюжетных линий, присущих аниме. Более того, в отличии от всего, что я видел раньше, оно лишено даже «нулевого уровня» сюжета (т.е. простенькой сюжетной линии, являющейся «затычкой» для тех, кто не смог/не захотел копаться глубже. Для Евы — это меха-сюжет, для Лейн — околокомповые танцы, для SMJ — сторилайн про марионеток). Здесь суть и смысл происходящего в сусмерть завязаны с тем, что осталось за явными словами, с тем, о чём зрителю надо догадаться самому. Здесь нет «воды», нет проходных серий.
Пожалуй, Haibane Renmei для меня становится вторым Евангелионом. (Не в смысле клона, а в смысле значимости).
Весь Haibane renmei пропитан мягкой светлой атмосферой, чем-то напоминающей Mahou tsukai tai ni taisetsuna koto, Kanon. Когда сам факт существования — уже повод для мягкой тихой радости бытия. Наверное такой, которая понятна только детям. И это при том, что вещи, о которых говорят в haibane renmei далеки от радостных. В какой-то момент приходит ощущение детского смеха в концлагере. Вроде и игра, детство, веселье. Но вокруг...
Короткая история, длиной в 13 эпизодов, оставляющая после себя ощущение целостной концепции, строгого следования единой идеи, и глубины.
Уже позже, некоторое время спустя, мне в голову пришла ещё одна странная аналогия. Так же, тихими, покорными, принимающими все тягости и горе, показывают жителей еврейских гетто в фильмах про вторую мировую.
При просмотре на ум приходят образы чистилища, загробной жизни. Смертный грех суицида. Тяжкое искупление страшной вины.
Наверное, от того Haibane Renmei получился с кристально-чистой идеей, не замутнённой лишними, пустыми вещами. Всё, что происходит — важно. Всё, что происходит — суть и смысл повествования.
Но при всём том, нет «мировой скорби», когда автор делает трагичное лицо (героям) и показывает, «как им хреново в этом хреновом мире». «Пепельнокрылые» просто живут. Иногда хорошо, иногда плохо. Но живут.
|