Главная страница  Тональность 

Guyver — anime review

Что вспоминается при фразе «девочка-убийца»? Очевидно, Noir. При всех своих недостатках и спорных моментах, Кирика сумела воплотить Идею. Эстетичное, злое, чуть-чуть неправильное, но чарующее зрелище ребёнка-убийцы.

 

Gunslinger Girl

 

Я ни в кой мере не хочу сказать, что Gunslinger Girl является клоном Noir, пытается его скопировать или (о, ужас) пародировать. Нет, нет, нет. Gunslinger Girl более чем самостоятельная вещь. Со своими визуальным образами, без музыки Yuki Kajiura (при всём моём к ней уважении, достаёт одно и то же).

 

И вот ещё одна работа на эту тему. Gunslinger Girl.

 

Авторы Gunslinger Girl сумели правильно понять идею «ребёнок-убийца». Не просто «дитя с пистолетом». Именно в этой нежности, в этих красивых и робких душевных порывах — в них красота. Прыжок Генриетты в конце опенинга — это и есть тот настрой, который чувствуется в каждой серии.

 

Да и вообще, настроение, атмосфера, отношения между людьми, больше напоминают Saikano, Mahou Tsukai ni Taisetsuna koto. Что-то очень белое, пушистое, нежное и ранимое.

 

Обычные, робкие, нежные девочки. Именно нежные, вся окружающая их атмосфера прямо-таки нацелена на это слово. Свет юности, пастельные тона, улыбки, искренняя серьёзность, искренние же слёзы.

 

Тонкая эстетика сочетания невинности и греховности. Безжалостности и страдания. Слёзы из глаз, слова «извини». И пуля в лицо.

 

При этом, в отличи от Noir, нет «тоскливой закрученности» — когда зритель до самых последних серий толком не понимает, что всё происходящее на экране значит. И ещё одно но, что придало Gunlinger Girl особое очарование — это краткость. С лёгкостью можно было сделать вместо тринадцати двадцать шесть эпизодов, ценою «разведения водою». Но не сделали. И история получилась «от и до». Цельной. Такой какой и должны быть подобные, сугубо концептуальные, вещи. Без зубодробительного финала, без кровавых слёз и криков.

 

И... Беспощадные убийства, точный рассчёт, абсолютное повиновение командиру, отточенность движений, меткость стрельбы.

 

Gunlinger girl — грустное, печальное, красивое аниме. Я не сопереживал героиням. Но общим настроем проникся полностью. Отлично подобранная цветовая гамма, дизайны персонажей, музыка, лёгкая стилизация под Италию... и оно пробирает. Вместо положенного по законам этики возмущения от использования детей в качестве мяса для грязной работы, возмущения от насильного привития чувств и стирания памяти, вместо всего этого приходит странная грусть. Светлый и робкий фатализм. Такой же, какой был в Haibane Renmei.

 

Впрочем, довольно сравнительного анализа.

 

От того острее и сильнее ощущается эта светлая жизнь на пути к смерти. Уже без надежды, без памяти. С привитой любовью.

 

И, раз вспомнилась Haibane Renmei, то, наверное, стоит сказать и о других сходствах. Такая же «жизнь после смерти». Без памяти о прошлом, в странном месте, со странными правилами. Но если в Haibane Renmei была хоть какая-то надежда (пусть даже не надежда, неизвестность того, что за Стеной), то в Gunslinger Girl, увы, никакой надежды.

 

P.S. А ещё... Ещё бессмертная девятая симфония Бетховена. Такая двойственная для всякого анимешника. Да, да, она прекрасно подходит к тому моменту, когда звучит в Gunslinger Girl. ...Но всякий анимешник помнит, под какую мелодию открывается Heavens Door под руководством Nagisa Kaworu.

 

Но она есть. И от того она так красива. Чистая и красивая. Искренняя и робкая. Детская душа.

 

 


 

Guyver

 

Показывали её по местному телевидению, всего лишь 6 (вместо 12ти) эпизодов, с русским воисовером поверх английского даба.

 

В этой статье я никак не смогу быть объективным. Потому что Guyver для меня — всё. Это вещь, с которой начался мой путь отаку, то, что я увидел ещё в 14 лет, то, что повергло меня в глубочайший эмоциональный и интеллектуальный шок. Вещь, от которой я фанател будучи мальчишкой около двух лет, вещь, которая во многом повлияла на мои представления о красоте и силе. Вещь, которая создала почву для формирования меня как отаку в старшем возрасте.

 

Я попробую сфокусироваться на том, что я видел в Гайвере ТОГДА, будучи мальчишкой. Будучи целевой аудиторией подобного аниме. Происходящее попало точно в цель, проникло так глубоко, и вызвало такие сильные ответные эмоции, что их отголосок я вполне ощущаю даже сейчас, спустя десяток лет, глядя на экран и слыша выкрик «Гайвер».

 

Я не хочу и не буду говорить про старые дизайны, странноватую на сегодняший момент рисовку, игру сейю.

 

Основное, что меня корёжило при просмотре мультфильмов — это их «детскость». Вся фокскидщина, диснеевские сериалы, в массе своей, это та же самая «Варина варешка», глупые мультфильмы для детей в возрасте 7-10 лет, в которых нет ни сюжета, ни серьёзности, ни толковых эмоций. Так, двигаются фигурки на экране, иногда поют, иногда делают смешные шутки уровня «пирогом по морде». Те же мультфильмы, которые были про роботов, отличались повышенной степенью идиотизма. Я, к тому моменту, начитавшийся Бредбери (правда, увы, ещё не понимавший всей силы его печальных пророчеств), прочитавший практически всего Хайнлайна, Шекли, Азимова, Крапивина, Гуляковского, Миронова, Снегова, знал, какой должна быть фантастика. Она должна быть как минимум УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ. Не просто занимающей время, а увлекательной. То, чего как класса не было ни в отечественных, ни в иностранных мультфильмах. Там не было драйва, силы, устремлений. Там не было героев, которым надо было бы сопереживать. Там вообще не было Героев. Так, рисованные персонажи.

 

Для начала о «диспозици сил» в тот момент. Всеядное дитё, прочитавшее всю НФ в двух библиотеках, толком ещё не видевшее достаточное количество фильмов, глотающее практически все мультфильмы. (Кстати, интересный вопрос, почему в детстве практически все мультфильмы вызывают такую положительную реакцию, не смотря на уровень и сюжет?)

 

И вот Guyver... С первой секунды опенинга (когда говорят про силу жизни, за гранью науки, обращённую в оружие), с первых кадров, когда показывают Гайвера, нарисованного ВСЕРЬЁЗ (сравните внешность Гайвера и мимопробегающего супермена или очередной конструкции Гаечки). Я слышу серьёзные голоса, голоса такие, которых не слышал до сих пор в анимации (пусть это был английский даб, но он старался быть на уровне с японским, по крайней мере по стилю. Это сейчас я могу сказать разницу между ними, сравнить уровни, не в пользу даба, но тогда, тогда самое главное — это была серьёзность).

 


 

Дальше сильнее. Сюжет, уровня неплохой фантастической книги (даже сейчас, разглядывая сюжет я могу сказать — не так уж и плохо. Весьма и весьма сюжет, с довольно неплохой основой внутри, без явных ляпов и «deus ex mecha».). Вещи, о которых никогда и никто не говорил в мультфильмах. Убийство (!!!). Кровь (!!!). Крики боли и страха (!). Они должны были быть — они же были в книгах, а в мультфильмах резиновые головы от которых отскакивают утюги и топоры может и помогали делать комедию, но уж никак не способствовали драматизации сюжета.

 

Именно в тот момент, я ощутил прикосновение к чему-то, что зажгло во мне интерес. Настоящая НФ. Та, которая в книгах. Не детское сюсюкание с роботами из конструкторов и кубиков — настоящая, серьёзная фантастика. Детализация — отсутствие тогда ещё не осознаваемого, но уже очень ощущаемого тезиса американских мультипликационных сериалов: «как-нить сделаем, а дальше они сами додумают».

 

Убийство главного героя. Не просто убийство, убийство в бою, жесткое и кровавое, мучительное и обидное. Внутри всё просто взвивалось на дыбы от ощущения «настоящести». Разница примерно такая же, как если бы после звонка сотового телефона я услышал тоже произведение в исполнении симфонического оркестра в филармонии.

 

Потом... Потом, я услышал то, чего в принципе нет было в американских мультфильмах (особенно тех лет). Намёки на сексуальность. Сейчас я смотрел — и в первых 6 эпизодах только с великим трудом я раскопал их. Совершенно невинные анимешные разговоры о «койбито». Но тогда (14 лет — самый всплеск гиперсексуальности) они были для меня откровением. Почти шоком. «В мульфильме — и вдруг про ЭТО????»

 

Первый раз в жизни я видел мультик, который был «всерьёз». Со мной не сюсюкали, не занимались фигнёй в стиле шедших тогда по некоторым каналам диснеевских мультсериалов. Со мной (авторы) говорили на полном серьёзе. И то, что происходило было тоже серьёзным, а не дурашливым приключением тряпичной куклы.

 

Просто несравнимые уровни. День и ночь.

 

Идеи, в принципе затасканные в аниме практически до невозможности, и не замечаемые сейчас при просмотре, тогда меня поразили до глубины души, зажгли мечту, заставили «полувсерьёз» самому с собой (не дай бог бы кто увидел — я бы со стыда сгорел) косплеить Гайвера. Без костюмов, без атрибутики. Просто представляя себя им.

 

На ощущение от художественного произведения наложилось ещё много всего.

 

Вторая — это Guyver megasmasher. Сейчас, взрослым взглядом, его внешний вид мне слишком напомнил бюстгалтер. Но тогда (ах, детская невинность!) меня восхитила идея: рывок, открывающий содержимое груди (душу?!), и сметающий всех врагов. Нечто, заставляющее вспомнить про Прометея и Данко. Концепция, поражающая своей лаконичным совершенством.

 

Две идеи глубого запали в душу. Первая, сама идея Гайвера, мощнейшего боевого костюма, который появлялся по крику «Гайвер». Громкий крик, и ты обретаешь мощь и могущество. Идея просто пьянящая своей силой.

 


 

Уф.... Хватит воспоминаний.

 

Насилие. Не просто насилие, тщательно маскируемое (как в махо-сёнене) или наоборот, смакуемое, в стиле Peace Maker Kurogane. Просто кровь. Без особых эмоций. Ну да, тот, кому отрубили ноги кричит от боли. Ну и что в этом такого? Ну да, больно, умирают. Но... норма.

 

Вообще, детальный просмотр Гайвера, заставил ещё раз задуматься о различиях старого и нового аниме. Если обратить свой взор к, например, Дебирумену (Devilman), совсем уж древнему аниме-сериалу, который-то и аниме не назвать, то там можно увидеть совершенно невозможные в современном (полу)подростовом аниме вещи. Отрубаемые ноги, руки, проламываемые головы.

 

Этот стиль, с флегматичным отношением авторов к насилию, смерти, крови, точнее, стиль, в котором просто не было вещей, которые бы старались вынести «за кадр», этот стиль позволял более правильно показать атмосферу боя. Э.М.Ремарк писал про это. Когда к смертям, трупам и ранам привыкают.

 

К насилию и крови было другое отношение. Наверное, такое, какое оно было во времена всяких революций, как писал Мисима Юкио в «Весеннем снеге»: ...принадлежала к тому времени, когда женщины спокойно мыли посуду в реке, которая несла трупы.

 

Так вот, возвращаясь к Гайверу. В нём именно такой стиль. Много крови, много насилия. Не смакуемого, не выставляемого на первый план. Естественного. И именно такой стиль придаёт ему ощущение суровой серьёзности, релистичности. Пересмотрев его сейчас, и попытавшись отключиться от детских воспоминаний о нём, я всё-таки могу сказать: он мне понравился. Не в последнюю очередь финалом. Точнее, не финалом, а его полным отсутствием. Хэппи энд в сюжете подобного плана — дурной тон.

 

Сейчас подобный стиль из аниме ушёл. Кровь — это либо концептуальное смакования насилия, когда зрителя просто силком впихивают в ощущение ужасности крови, насилия, открытых ран, или стиль, в котором просто не фокусируются на факте насилия или «тяжёлых телесных повреждений не совместимых с жизнью».

 


Full metal alchemist — anime review. Avime review – get backers. Gokusen — anime review. Great teacher onizuka - anime review. Haibane renmei - anime review. Hime-chan no ribbon — anime review. Не всем быть анимешниками. King of bandits jing — anime review. Kanon — anime review. Buzzer beater — anime review.

Главная страница  Тональность 

Хостинг от uCoz