Главная страница Тональность Ghost in the shell: innocence — anime review Ghost in the Shell
Призрак в ракушке
... A Stunning work of speculative fiction,
It found voice... Now it needs a body.
a level of literary and visual excellence...
the first truly adult animation film to reach
Давно у меня чесались руки сказать всё, что я думаю об этом аниме. Ой, давно. И вот, к счастью, я забыл захватить свои диски с аниме. Теперь на работе делать нечего. Вот и появилось время. Так что...
С обложки DVD.
Так как статья является совсем критической и ругающей, я не чувствую себя ограниченным рамками приличий и буду писать всё как есть. Так что на всякий случай поставим спойлер варнинг.
В качестве вступления, объясню почему именно Призрак в Ракушке. Дело в том, что одним из признаков недоотаку является потребление Гитса с чипсами. Чипсы меня интересуют мало, а вот о ГиТСе мы сейчас поговорим. Если бы не эта безумная популярность Гитса в массах, то врят ли бы я обратил на неё внимание. Так же как поскипал не воспринимая нинзяскрул, Ninja resurrection и многие другие вещи такого же уровня.
Пожалуй, начнём с самой сильной стороны GiTS (раскритиковав лучшее, остальное критиковать куда легче). Это сюжет.
(тут я на несколько минут завис над клавиатурой, задумавшись с чего начать).
Традиционно, все сторонники Гитса упирают на киберпанковую составляющую. Мол, какой сюжет. Не могу не процитировать русский текст с ДВДшки. ... но и ярчайший представитель жанра 'киберпанк', который в работак японских аниматоров и режисёров получил даже большее развитие, чем в работах его создателей Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга... ... Ну что сказать... А Ник Перумов пишет лучше Профессора. А продолжение Евгения Онегина затмевает оригинал. Да-да. Слышали, знаем.
Сюжет
Идея нечто, обредшего жизнь, а теперь ищущего тело, стара как мир. Ну и что, что теперь речь идёт о роботах. Раньше были духи, теперь искуственный разум. И? Ничего не поменялось. Скучно.
Сюжетик-то прост как три копейки. Если откинуть псевдоконцептуальную оболочку, то там едва на маленький рассказик получится. Упаси меня боже пытаться доказать, что сюжет - самое главное. Но раз его позиционируют как основное достоинство, то почему бы не заметить, что а баклан с короной на голове то голый. Если пытаться пересказать сюжет любого произвольного аниме, то обычно оказывается, что за 3-5 минут (2-3 абзаца) этого не сделать. А с ГиТСом ситуация такая, что сюжет пересказывается практически без каких-либо затруднений. Линейный, можно сказать тривиальный, он более напоминает боевик, чем классическое аниме. Аниме обычно умудряющется сказать массу вещей, вовсе не связанных с сюжетом, но в то же самое время очень нужных для передачи оттенков. Эти мелочи, порою несущие в себе Главную Идею (мда, надо собраться с силами и как-нибудь написать об этой самой Главной Идее), создающие атмосферу, дополняющие сюжет до уровня романа, и определяют интерес при просмотре аниме. В ГиТСе же этого нет. Есть простой сюжет. Если на стене висит киборг - он выстрелит. Если героиня сделала грустное лицо, то это очень важно для развития сюжета далее. Никаких ответвлений, никаких неопределенностей.
На самом деле надо говорить о двух озвучках. Оригинальном японском звуке и русском переводе.
Озвучка
Японский от русского отличается только отсутствием мата, да более чётко прослушивающейся музыкой.
Для начала поговорим о русском. Сцена погони на рынке. Мат-перемат. Сугубо русский колорит. Половина музыки забита гнусавящим голосом переводчика. От этого становится понятнее сюжет (ибо сознание не отвлекается на осознание концептуальностей да образностей), но становится окончательно скучно.
При смене японской звуковой дорожки на русскую ничего принципиально в восприятии не меняется. Всё как было. Только появляется колорит русского мата на японском базаре. (фраза-то какая!).
Если традиционно, сейю являлись одной из сильнейших составляющих аниме, тем самым, что оживляло персонажей, давало силу их эмоциям, то в ГиТСе этого нет. Озвучка там постольку, поскольку. И ни капли более. Эмоции ровно такие, которые нужны для сюжета. Никаких мелочей, незначительных деталей, что создают персонажа в аниме. По уровню эта озвучка ничем не отличалась от фильма. Действительно, анимационный фильм. Такие же бездушно-отрепетированные голоса, такая же невзрачность. Сейю в аниме - души персонажей. Тут - это тщательно выжатые, пережёванные и стерилизованные ошмётки этих самых душ.
Что ж, что нельзя не отметить - графика действительно на высоте. Красиво, изящно. Иногда даже проскальзывает лёгкий, едва ощутимый дух концептуальной графики. Но не более. Утилитарность, выдержанная в стиле реализма, нужная только для одного - передачи сюжета. Схватки (увы, не слишком частые для боевика, но слишком подробные для философской сказки) заинтересовывают. А потом, когда начинают говорить, когда атмосфера боя пропадает - остаётся только тоскливая сюжетная линия. Впрочем, про сюжет я сказал уже довольно.
Графика
Именно потому Ghost in the Shell был воспринят с распростёртыми объятиями на Западе, именно потому принят не как мультик для психов и увлечённых, а как первый анимационный фильм, поднявшийся до высот кинематографа.
То, что в боевике воспринимается на ура, в аниме мало. Стильность персонажа, вполнее достаточная в movie a-la matrix, здесь выглядит как сама собой разумеющаяся. Нужно что-то большее. А большего нет.
Ghost in the Shell: Innocence уникальная вещь.
Ghost in the Shell: Innocence
Именно картину, красивую, завораживающую и восхищающую он из себя и представляет. Сюжет, в принципе, соразмерный по глубине и важности с одной-двумя сериями ТВ. Персонажи, безусловно, деградировавшие по сравнению с Stand Alone Complex, и, наверное, даже, по сравнению с первым мувиком. Реалистичность заменена на эффектность. Философия выдаётся строго отмеренными порциями, в ужасающей манере «голосов с подвыванием», так читают свои стихи начинающие поэты.
Он настолько красив, что к финалу остаётся одно — удивительно глубокое, совершенно невыразимое в вербальной форме, впечатление. Как от картины в музее.
Первый раз в отношении какого-либо аниме я действительно могу сказать — смотрится ради и только ради того, чтобы смотреть. На восхитительный шедевр, на ошеломляющую красоту анимации, эстетики плавных и ломаных движений, на яркость и приглушённость красок.
Всё принесено в жертву одному. Красоте.
Сплетение анимации, статичных кадров (их много в Innocence, и они там совсем не потому, что не хватило денег на анимацию, скорее, наоборот, это высший шик: смена излишествующей, роскошествующей анимации на статичные, но не менее роскошные застывающие ракурсы), странной, очень «гитсовой», специфичной музыки порождает чудо.
Музыка — вторая составляющая очарования GitS:Innocence. В принципе, она не сильно отличается от той, что была в первом мувике, но в данном случае, в сочетании с графикой, музыка производит особо острое, сильное впечатление. То самое, которое потом невозможно выразить словами, но которое ещё долго вспоминается после финальных кадров.
Потом раздражение лишь усилилось аморфностью и серой неявностью раскрытия характеров. (Особенно после тех, которые были в ТВ). Опять же, в первом мувике люди явно больше были похожи на людей. Во втором это всего лишь статичные куклы, главное предназначение которых — смена кадров. Одна и та же унылая, декламирующая интонация, которой говорят все персонажи, навевает уныние.
При этом первая половина смотрелась с откровенным раздражением. На смену хоть какой-то рациональности первого мувика пришло голое эстетствование второго. Демонстративный римейк опенинга первой части с участием state-of-art достижений CG во второй, вызвал однозначную реакцию: «ну да, теперь они показывают, как красиво научились рендерить, забив на всё остальное».
Но, ещё чуть позже, всякие мелочи вроде характеров, сюжета, целей, идей, проблематики, художественной цельности, и прочего, всё оказалось забыто. Сумасшедшая, восхитительная графика. Она прощает всё. Наверное, можно сказать, что всё остальное, что не является частью красоты, приглушили, затенили, дабы не мешалось, не нарушало торжественной медитативности зрелища.
Боевые сцены же, окончательно убили всякое уважение к Innocence. Честно говорю, при первом просмотре они вызвали приступ смеха, ибо иначе, как экранизацией Duke Nukem 3D я сцену в баре назвать не могу. (Всё, начиная с пулемёта в руках, и заканчивая HoloDuke и «кибербоссом» в финале, всё совпадает с тем, с чем сталкиваешься, запустив duke3d.exe).
Хотя, не могу не отметить один очень тонкий прикол, ненароком проскользнувший среди всей этой красоты. Памятник ноге, проламывающей пол (сцена, которую так любовно содрали создатели Матрицы из первого гитса). Откровенно порадовала. Ещё порадовала собака. Любовно, тщательно сделанное животное, показывающее свою «собачью сущность» ярче и сильнее, чем можно было бы показать в случае киносъёмок живой собаки.
Да, и, начиная со второй половины, даже бои обрели особую красоту, сочетание гротеска и эстетики, органично становясь частью тех картин, что предстают на экране.
|