Главная страница  Тональность 

Avime review – get backers


 

Genshiken

 

Над собой смеётесь!

 

Чему смеётесь?

 

Уже почти штампом стал образ отаку в аниме. Странного вида молодой человек в очках с серым, болезненного вида, лицом, пытающийся заглянуть под юбку кукле. Этот образ можно встретить во многих сериалах.

 

Н.В. Гоголь, «Ревизор».

 

Сюсюканье, снисходительно-умилительное, можно сказать, что даже восторженное отношение к отаку в сериалах вполне попадает под понятие фэнсервиса. Всякому отаку приятно видеть «себя» на экране, а эпатаж, принципиальная декларация «мы не такие как все, мы - отаку», мягко ласкает самолюбие.

 

Если же отаку оказывается среди главных действующих лиц, то почти стандартным мотивом наравне с упомянутым странным видом является залихватское «да, мы такие!».

 


 

Наверное, за всё время существования аниме была одна работа, которая пыталась рассказать об отаку чуть большее, чем то, что «они есть на свете, и то, что они есть — это kakkoi». Это Otaku no Video, довольно сложное и серьёзное сочетание красивой анимешной сказки и отвратительной реальности.

 

И вот: Genshiken.

 

И с тех пор, с 1984 года, отаку на экране были методом ублажения отаку у экранов. Ничего более серьёзного, чем полукомедийные слёзы в Nadessico и страдающий Хале в Jungle wa Itsumo Hare nochi Guu не появлялось.

 

В полной степени из предшественников взята залихватская тема «да, мы такие!». Эту тему развили, добавив для контраста обычную девушку, которая знать не знает про аниме, игры, и для которой всё это чуждо. Многократные повторы сцены изумления и возмущения «непосвящённого» у всякого анимешника вызывают понятную улыбку и (даже, наверное) восторг. Ну не понимает «она» всей прелести кавайной девочки на плакате. Ну что «она» может понимать в гандамах?

 

Аниме про анимешников. Без фантастического сюжета, без таинственной Гуу, без вырастающих девочек на руках у мальчиков, без инопланетянок-нимфоманок, без патетичных меха, без фэнтезийно-картонных драконов.

 


 

Упоённое самолюбование, мёдом проливается на страждущие души любителей «этих странных мультиков».

 

Но в Геншикене есть ещё одна составляющая, составляющая резко отделяющая сериал от постмодернистских забав для зрителей. Это реалистичность. Реалистичность всего. Мотивов героев, их занятий, их способностей и желаний.

 

Будь весь сериал построен на этом самолюбовании, Genshiken не стал бы ничем особенно выдающимся, оказался бы в одной куче ярких и оригинальных комедий, память о которых стирается по гиперболической кривой.

 

«Просто анимешники». Не мангаки, не начинающие аниматоры (их аккуратно выделили в отдельные клубы и убрали из списка действующих лиц). «Просто анимешники».

 

На фоне радостного «она не понимает всей прелести limited edition додзинзи» вырисовывается жизнь анимешника. Именно жизнь, не восторженное воркование, а чуть более холодная, чуть более скептическая, и чуть более правильная попытка проанализировать: «а кто такие, эти отаку?».

 

Чем они занимаются?

 


 

И это всё?

 

Смотрят аниме.

 

И это всё?

 

Нет, они ещё ездят на всяческие комикпати, играют в компьютерные игры.

 

Да. Это всё.

 

...

 

Обидно. Втройне обидно, потому что понимаешь, что сам относишься к таким же.

 

Скажу честно: больно и обидно. Обидно, потому что правда. Глубочайшая вторичность, некреативность анимешного сообщества. Простые потребители, пусть и очень любящие то, что потребляют.

 


 

Второй, чуть скрытый смысл сериала. Исследование отаку в их чистой форме. Не будущих мангак, не будущих владельцев анимационной студии. «Просто анимешников». Бездельников, рантье на теле культуры.

 

Куджибику анбалланс, сериал, который смотрят герои Genshiken'а, заслуживает отдельного обсуждения. Будь это самостоятельная вещь — я бы бросил смотреть её на пятой минуте. Но она — иллюстрация к сериалу. Чуть-чуть гипертрофированная реальность. Чуть-чуть. Ведь в основе именно то, что воспринимается с восторгом у отаку. Полухентайные шутки и намёки, бред, двусмысленности ситуаций, тривиальные но пользующиеся стабильным успехом наборы героев. Гротескные образы. Во время просмотра Куджибику анбалланс рождалось недоброе, гневное чувство. Как будто посторонний, своими грязными сапогами топтал прекрасную книжку. И ничего возразить нельзя — ибо прав. Ибо показывает на всю уродливость, слабость и глупость. Правду говорит. Колючую, злую правду.

 

Через весь сериал, через все комедийные сцены проходит постоянная констатация факта: так ведь ничего они не делают. Ничего вообще. И упрёки, сначала звучащие как придирки со стороны администрации «а что вы тут вообще делаете?» оказываются более чем справедливыми.

 

Финал Геншикена, в котором герои уходят от своего исходного образа жизни к какому-то действию, знаменует собою конец Геншикена. Вернее, не конец, а полное перерождение. Ведь вся его суть и заключалась в просмотре аниме, в прочтении додзинзи, собирании моделек, да игре на приставке. Авторы финалом хотели дать ответ на вопрос, задаваемый в течение всего сериала. Но, меня, как отаку, этот ответ не устроил. Вопрос всё равно остался. Вопрос о смысле просмотра аниме, о смысле увлечения. Наверное, даже без уточнения, увлечением чем именно. В чём смысл хобби? Зачем оно человеку?

 

...

 

 


 

Get Backers

 

Для начала надо сказать о персонажах. Я долго (наверное, серий пять или семь) пытался сформулировать ощущения. Наверное, американские комиксы.

 

О Get Backers надо говорить, как о двух разных вещах.

 

Всё это разбавляется японскими представлениями о мастеринге боевых школ, и вместе это образовывает довольно забавную и очень красивую картину.

 

Да-да, самые что ни на есть американские комиксы. Человек-молния, человек-нитка, человек-змея... Что ещё? Ну да, Dr.Jakal, Человек-хлыст. Чёткий упор на некий странный и очень специфичный «спешал», присущий персонажу, и являющийся его неотъемлимой и основной чертой.

 

Тонкие черты лица, флегматичное поведение, изящные манеры, мягкая спокойная речь и неутолимая жажда смерти и крови. Не ярость берсерка, а нечто, стоящее на гране с вампиризмом, тонкая эстетичная тяга к смертям. К Смерти.

 

Отдельно следует остановиться на character design. Он хорош. Очень хорош. В особенности, Dr.Jackal. Более изящного и спокойного убийцу я ещё не видел.

 

Но так, чтобы откровенно-злой персонаж, которому просто нравится убивать ради убийства, у которого нет обоснования (ну..., кроме, «скучно»), и показан в положительных тонах... Такое, наверное, впервые.

 

Традиционно, злодей не может быть хорошим. Либо он маньяк, с истеричным хохотом и маниакальной страстью разрушать, либо у него есть причина и обоснование действий (ну, там, в детстве много обижали и теперь он мстит всему миру).

 

Наверное, потому что у Dr.Jackal нет излишней истеричности, которую обычно приписывают подобного рода серийным убийцам, он и оставляет после себя ощущение почти чарующей силы. Той самой внутренней силы, которая не демонстрируется, не выставляется на показ, но которая даёт персонажу плавность движений, загадочную и смертельную улыбку.

 

Точнее, тона там не положительные. Нейтральные. Наверное, потому что он из врага становится союзником.

 

...

 

У Dr.Jackal есть что-то общее с Alukard'ом из hellsing'а. Та же вечная скука, тот же поиск достойного оппонента. То же разочарование при виде очередного легко поверженного противника.

 

Эпопея не слишком динамическая и увлекающая. Бывали и более грандиозные.

 

Потом, когда к персонажам привыкают, приходит вторая половина. Главное Приключение, огромная эпопея, длиною в пол-сериала.

 

Сказать, что я ощутил в финале – это подложить большой и некрасивый спойлер. Так что, не будем. Скажем, только, что после финала, всё происходившее в ходе сериала обретает трагичную ауру, ауру предрешенности и странного, застывшего ожидания. Пытаясь взглянуть на всё происходившее в сериале до финала уже с знанием смысла и причин, я чувствую мурашки по коже. Немного жуткая череда событий, совпадений (?), столновений...

 

Но финал... Финал, наверное, самый сильный для такого рода вещей. Нигде ещё не было такого стремительного «переворота мира». Обычно к финалу ждёшь «Главной Битвы», решающего боя, в котором со всей объективностью будет доказано, что специальность «главный герой сёнен-боевика» сильнее происков всех злых персонажей, главное свойство которых «быть поверженными главными в решающем финальном бою». Здесь этого не было. Здесь вообще, не было той победы, к которой клонили с десяток с серий. И всё предыдущиее – лишь вступление. Дизайны персонажей, приключения Get Backers'ов – всё, лишь декорации, побочные явления.

 


Soukyuu no fafner — anime review. Flame of recca — anime review. Full metal alchemist — anime review. Avime review – get backers. Gokusen — anime review. Great teacher onizuka - anime review. Haibane renmei - anime review. Hime-chan no ribbon — anime review. Не всем быть анимешниками. King of bandits jing — anime review. Kanon — anime review. Buzzer beater — anime review.

Главная страница  Тональность 

Хостинг от uCoz