Главная страница Тональность [x] — anime review Научная фантастика. Отличная, классная НФ! Именно такая, какую я читал в детстве, такая, какой она в «золотой век фантастики» середины XX века.
Uchu no Stellvia
Сколько эти серии всколыхнули в душе... Я далёк от малейшей симпатии коммунистическим идеям, идеям «пролетариата» (в моих устах «пролетарий» — скорее оскорбление, чем комплимент). Но вот советская фантастика - это святое. Там идеальные миры, с идеальными людьми. Да, пусть это не реалистично и схематично. Но зато как красиво. Общество, в котором люди — одна единая нация, один народ. Без преступности и мелочных дрязг, с высокими идеалами, духовными устремлениями. С полётами к звёздам. С идеей не войны, но мира и дружбы. Светлое будущее. Можно сколько угодно рассуждать про его утопичность — но нельзя не признать: красиво. Классно.
Первая половина Uchu no Stellvia, серии так до десятой, была очень и очень похожа на Ефремова. В чистейшем виде. Человечество, закончившее с мелкими дрязгами и политическими игрищами, забывшее смысл слова «война». Вышедшее в открытый космос. Решающее глобальные задачи спасения своей звёзной системы (системы, не планеты!) от последствий взрыва сверхновой. И, ещё в процессе решения, смотрящие дальше - в далёкое будущее. Смотрящее на полёты к звёздам.
Uchu no Stellvia — как раз пример такого светлого будущего. Точнее, была примером, до тех самых срединных серий.
Мир общечеловеческой мечты.
Наверное, эти серии так сильно задели потому, что очень и очень умны. Правильны. Правда, своей правильностью и глубоким анализом человеческой психологии, в сусмерть убивающие фантастические мечты о «светлом и далёком».
А дальше очень больно стукнули. Стукнули реалистичностью поступков, мыслей, инстинктивных реакций. Люди не могут просто быть дружной семьёй. Они только могут «дружить против кого-то». И как только этот кто-то повержен... Политика, политика, политика... Пусть только зарождающаяся после почти двухсот лет мирной и ровной жизни, но уже зарождающаяся.
Потом политика ушла на третий план. Пришла новая беда для всего человечества.
Их, эти серии, можно назвать примером антивоенной пропаганды. Очень удачным и правильным. Когда показывают не саму войну, а то, как, из-за чего, и почему начинаются войны. Как из мелкого недоразумения, и глупого расхождения во взглядах, интересах, вдруг, между соседями появляется стена. С медленно прорастающей колючей проволокой, заводящимися двигателями танков, начинающей мелькать там и тут военной формой на школьных дворах. С страшными словами: «ты же не хочешь быть предателем?»
С одной стороны они сделали аниме более реалистичным, с другой — подпортили атмосферу. Не могу сказать, что меня пробрало, но что было интересно — это да.
Снова сплотились. Начали «дружить против». Снова пришло ощущение «правильной НФ». Только вот осадок на душе остался. И потом, иногда, такие неприятные моменты, моменты социологии, пробивались за всем остальным.
X
Меня такие вещи злили и раздражали, оставляли ощущение потерянного времени и испорченного настроения. Не избежала такой участи и муви Иксов.
Я устроил крестовый поход на концептуальность. На молчание персонажей в ответственные моменты, когда считается, что зритель и так всё понимает, на странные действия преисполненные глубокого смысла, понятного только (может быть) автору и нескольким избранным критикам.
Я недооценил CLAMP.
Садился смотреть ТВ я с глубочайшим предубеждением. Я был почти (да, что там, никаких почти) уверен, что это будет долгая, пустая, пресыщенная заумными образами нудная ТВшка.
Первые три-четыре эпизода я был вполне уверен в своих ощущениях. Молчаливые герои (с Камуи во главе), странные действия без объяснённой мотивации. Все атрибуты того, что я не люблю...
Низко склоняюсь в поклоне, прошу прощения. Иксы великолепны.
Что я увидел в Иксах.
И вдруг переломилось. Я сейчас специально пересмотрел начальные серии. Я так и не могу сказать, от чего вдруг. Почему пустопорожняя концептуальность вдруг стала осмысленной. Наверное, это просто как вода, переливающаяся через край. Никто не знает, какая капля окажется последней.
Каждый кадр, каждое движение и слово - шедевр. Преисполненные эстетикой, эстетикой от того не навязчивой, что объяснённой.
В [X] я увидел осмысленную концептуальность. Да, именно осмысленную. Не просто псевдоумные картинки, а действительно идеи, стройные концепции, проявляющиеся на каждом шагу. Не пальцевание образами, не просто внешние формы, а проявления внутренней сути. Вот это ключевое. Не образы определяют содержимое, а содержимое диктует образы. Они осмысленны. Они прекрасны. Но при этом всего лишь средство постигнуть происходящее, воспринять атмосферу.
Теперь немного о структуре сериала. Ломка всех канонов. Традиционно, чузен ван шаг за шагом, обретая всё большее могущество, встречается с всё более и более сложными проблемами. Растёт драматизм. Если была комедия, она уступает сцену трагедии. Таких примеров - сотни и тысячи. Иксы не такие.
Каждое мгновение, каждую секунду идеи. Одновременное сочетание образов разной степени глубины. От простейших (в восприятии) графических, до довольно сложно распознаваемых - чего стоит одна идея о техническом гении, служащем во имя разрушения техногенной культуры и возрождении планеты вне её. Извечная проблема мудреца, страдающего от того, что знает будущее, обрела плоть и кровь, слёзы и страдание.
И самое главное - нет нарастания драматизма. Каждая серия - это отдельная история, очень и очень мало связаная с другими. Я про те, срединные серии, когда одни драконы сражались с другими.
В иксах нет прокачки. Там герои известны с самого начала. Их силы почти не изменны.
Обычно в аниме, в те моменты, когда зрителя должно пробрать до костей, когда его зовут сопереживать героям, сами герои уже давно стали привычными, их полюбили.
Именно собственно эти мини-истории и привели меня в восторг. Большая часть того, что написано выше и будет написано ещё относится даже не к саму Иксу, а именно к этим сериям.
Иксы... Да, слёзы, да, искренние чувства - радость, надежда, тревога, боль обид. Но... Нет героев. Эмоции сами по себе. Герои - всего лишь маникен для примерки. И это не картонная шаблонность. Потрясающее ощущение - когда эмоции чувствуешь в рафинированном виде - без всяких дополнительных условий. Им, этим чувствам и этим маникенам не сопереживаешь. Просто восхищаешься изяществом линий, красотой и гармонией композиции. Может, даже примеряешь особо понравившийся наряд. На глазах слёзы. А в душе ликование - какая красота! Как изящно!
Их беда - своя беда. Их жалко, их слёзы вызывают ответные на глазах у зрителя.
Ещё немного про эстетику. Всё преисполенно ею. Не гнусный реализм, убивающий желание смотреть и терпеть выходки автора, а изящный концептуализм, не уходящий в фантазии, остающийся в некоторых рамках, но всё же дозволяющий себе рассказывать правду, ничего кроме правды, да не всю правду. Показывать избранное, но так, что от этого захватывает дух.
От того, от этого просто любования и восхищения и появляется странное впечатление светлости и доброты сериала. Это эстетствование возведённое в абсолют. То, что раньше только-только появлялось в Tenshi Kinryoku, тут расцвело в полную силу.
Будь я подростком... Как-то я уже писал о Кируэ, мол, был в моём детстве момент, когда я ощутил эстетику впервые. Не красоту, а эстетику. Какой-то злой беловолосый персонаж. Меня поразила его горделивая независимость от всех и вся.
Каждый кадр, каждое движение - красиво. Не просто функционально, а преисполненно образности, изящества.
Немного о графике. Присутствие CG впервые не раздражает. Оно есть. Но не выпячивается, гармонично сочетается с дизайнами персонажей и вещей. Если бы всё CG в аниме было таким же - кто бы был против?
Если бы я тогда увидел X TV, то, гарантирую - влюбился бы в это аниме по уши. Все те образы, что так сильно и глубоко меня задевали в прошлом теперь явились в потрясающем масштабе и детализации.
|