Главная страница Тональность Abenobashi mahou shoutengai Интересное наблюдение. В массе своей люди спокойно воспринимают технические отличия анимешных миров от реального, но совершенно не готовы воспринимать отличия этического плана.
Об этических законах в аниме
Но... При этом большинство же людей совершенно отказывается воспринять отличные от «риллайфовских» законы этики. Если в аниме, вдруг, оказывается, что можно жить, согласуясь с моральными принципами, высокими идеалами, если вдруг оказывается, что слово ВСЕГДА сильнее меча и любого противника можно убедить, это воспринимается как «неправильность», неправдоподобность. Автору, фактически, разрешая нарушать физические законы, запрещают трогать «суровую правду жизни».
К тому, что главный герой может кастовать файерболы, левитировать, прыгать на высоту трёхэтажного дома, плавать по двадцать минут под водой без акваланга, выдерживать удары об стены, которые не выдерживают сами стены, к этому зритель быстро привыкает. Супергерои с суперприёмами. В красиво сделанных, хоть и неправдоподобных ударах видят особую ценность. (Я ни чуть такое не осуждаю, сам люблю :). На любого, кто скажет: «но ведь же человек не может прыгнуть на высоту пять метров без шеста» посмотрят как на странного и снисходительно объяснят, мол, это жанровые особенности, художественная гипербола, etc, etc, etc. Ну, или просто отмахнутся фразой «ай, ничё ты не понимаешь».
Разумеется, как и в случае красивых спешалов и магической системы автор может «лопухнуться» и в вопросах этики, сделать скучную и неправдоподобную картину, набитую «divine mecha», постулирующую примитивное «главный герой всегда побеждает».
Аниме, создавая мир, не ограничивается только физическими/техническими аспектами. В каждом хорошо проработанном анимешном мире есть свои этические законы. Они не «правильные» и не «неправильные». Они такие, какими их сделал автор.
Я ни в кой мере не хочу сказать, что подобные этические системы свойство только аниме. Во многих книгах, фильмах, такие системы проявляются. Начиная с «Маленького Принца», и заканчивая книгами Крапивина. Иногда их называют «Законы Сказки».
Но, может быть и так, что будет создана ОТЛИЧНАЯ, не похожая на нашу, этическая система. Система, в которой возможна красота души, возможен беззаветный порыв, трепетная любовь, наивная надежда. Система, которая допускает существование дон Кихотов, которые борются с мельницами и побеждают их. Допускает существование Надежды, которая сбывается. Допускает существование людей, которые готовы помочь всем, и помогают. И которым, за их помощь, воздаётся сторицей.
Я уже писал об этом аниме. Каюсь, перечитывая, я не понимаю, каким местом я его тогда смотрел.
Abenobashi Mahou Shoutengai
Абенобаши жестокий. В первую очередь тем, что та «гадость», которую устраивает автор главному герою - не личные переживания героя или его комплексы. Это висящее на волоске счастье соседской девочки.
Всё дело даже не в происходящем, а в стагнационной медлительности. В постепенном, из весёлелья и задора, переходе к безнадёжности. С нарастающими истерическими нотами. Когда уже бесполезно плакать, бесполезно бежать, бесполезно хоть что-то делать. Надо поднять голову и посмотреть реальности в глаза. И хуже, этот же ужас, надо показать наивной девочке, которую, наверное, любишь.
Это счастье и пытается спасти главный герой, 12-ти летний мальчишка. Пытается, безнадёжно, отчаянно. Видит, как медленно выскальзывает оно из рук, понимает, что стремительно рвётся ткань неумело построенного для девочки «счастливого мира», как, вдруг оказывается, что он всего лишь беспомощный ребёнок, пытающийся с помощью игрушки спастись от реальности.
Пытаешься и не можешь помочь.
Это не драма, это Трагедия. Самый тяжёлый груз — груз ответственности за других. Такое не по силам ребёнку. И такое слишком часто происходит вокруг. Именно потому, что груз положили на плечи безусого мальчишки, именно потому это трагедия. Взрослые привычны. Взрослые знают. Взрослые воспринимают такое спокойнее. Ребёнку негде почерпнуть взрослой безразличности, привычности и житейской мудрости. Его страдания — не интеллигентские рефлексии. Его страдания, его попытка найти выход — крик ломающейся души. Принудительно взрослеющей души.
Ребёнок, на которого положили груз, не всякому взрослому по силам. Бессильный поиск, метания из стороны в сторону. В медленно сближающемся круге, в котором ощущение всемогущества и свободы трансформируется в клаустрофобию, в ощущение «загнан в угол». Пустота, из которой есть одна дорога — назад. К кровавой луже на земле, к испуганным, заплаканным глазам. К ощущению непоправимой, глупой беды.
Закончилось детство. Обрубили. В двенадцать лет.
Пошлые и затасканные штампы соседствуют с оригинальными и (порою, опять же) действительно смешными моментами. Всё движется, мелькает, все всё время говорят всякие глупости, претендующие на звание шутки, мечутся, откровенно стебутся, постмодерново обыгрывают факт сериальности, факт аниме.
При этом визуально Абенобаши — вздорная, насыщенная пародиями, фэнсервисом, этти, «травянистая» комедия. С (порою) тупыми шутками, сортирным юмором, заигрыванием с отаку. Эксель Сага в пошлом воплощении. При первом просмотре ни о какой Драме, Трагедии, или даже грустных вещах речь не идёт. Все верещат, бьют друг друга чем попало в стиле Том-и-Джерри, истекают носовым кровотечением при виде едва прикрытых бюстов, гоняются за покемоном, нацепившим на голову девические трусики, участвуют в CRPG, писают в космос, стебутся над всем и вся, играют в тарзанов, в гангстеров.
И самое, что неожиданное, при этом весь фарс, все пародии, весь бред и забавная глупость не является ширмой. Это самая что ни на есть важная часть сериала, его смысл. Тот самый злой, жестокий смысл, о котором шла речь выше.
Штампы, «пародийность» многих серий Abenobashi на самом деле ни в кой мере не пародия (точнее, их можно воспринимать так, но истинная их суть в рамках сериала совсем другая). Явно ощущаемые заимствования, штампы и стереотипы (порою, даже, гротескно выпяченные) — это лишь символ тривиальности миров, в которые бегут. Символ их фальшивости. Слишком несуразны они получаются, слишком глупы действия людей там, слишком много упрощений. Ещё один страшный упрёк мальчике: «даже придумать не можешь такой мир, в котором бы Она была бы счастлива». И всё сужающийся круг правды показывает — есть лишь реальность и есть её искажённые, утрированные представления. И ничего больше. Кроме — белый шум, пустота. Некуда бежать. Надо смотреть. Ужасаться. Надо показывать любимому человеку. Не спастись.
Миры для эскапизма, миры для бегства. Они глупы, набиты штампами, позаимствованными из низкопробных фильмов, аниме, компьютерных игр. Но это единственное, куда можно убежать от жестокости судьбы. И бегут, из мира в мир... Всё ближе подходя к страшной правде, от которой бежали.
Но, честно скажу, я не верю, что авторы так бездарны. Скорее, это символ безнадёжности картины. Не имея в себе сил, желания показывать правду (на этот раз показывать зрителям), её маскируют. Маскируют в нарочно-бутафорскую форму, абсолютно лишённую смысла, правдоподобия. Всю насквозь проникнутую идеей «божественной машины» (в чистом, классическом варианте, когда с небес спускается машина с богами, которые мановением руки делают всем персонажам «счастливо»). И в этом гротеске, с учётом предыдущих серий, я вижу почти не скрываемый ответ: «и жили они не долго, несчастливо, и умерли в один день, один за другим». Не могу с уверенностью сказать, что это именно так, быть может, просто не хватило духа, и свернули сюжет к тривиальному хэппи-энду, но мне всё же верится, что это тонкая игра. Разведённые в беспомощности руки: «Не знаю, как дальше. Не знаю. Ну, разве только так».
Ко всему этому прицеплен финал, настолько бездарный, настолько глупо-хэппиэндовый, с такой стаей роялей в кустах, что просто руки опускаются.
|