Главная страница Тональность [no hara] — терминология - эпос Гаремный сёнен в -минор
Elfen Lied
Есть такой дурной и (лично у меня) вызывающий брезгливость жанр хентая — bloody hentai. Изображения расчленёнки, изнасилования бензопилами и дрелями, вываленные наружу внутренности, обрубленные руки, ноги, разорванная грудь и половые органы. Именно в bloody hentai'е и кроются, на мой взгляд, корни Elfen Lied. Много крови. Очень. Кровавые сцены любовно вынесены на передний план, авторы смакуют вид оторванных рук, ног, разорванных тел. Наверное, такое любовное копание в трупах, можно назвать главным недостатком Elfen Lied. Насилие, смерти - они нужны для сюжета. А вот такое изобилие мелких подробностей разрывания тел и отрывания голов - нет. Кровь в таком количестве не представляет из себя ничего существенного - ну кровь и кровь. Что дальше? К концу второй-третьей серии кровь воспринимается примерно так, как кровавая жижа, протекшая сквозь дырку в пакете с куском размороженной говядины. Нехорошо, неприятно, грязно. Но мелкая и бытовая проблема, решаемая губкой и порошком.
Для художественного произведения кровь, насилие - то же самое, что специя для готовящегося блюда. В малых, умеренных дозах, она даёт сильный эффект, подкрепляет идеи и эмоции. Но, как со всякой специей, передозировка мгновенно убивает вкус, оставляя несъедобное месиво. Именно такое месиво в Elfen Lied.
Именно такое месиво сделали из обычной романтической истории, гаремного сёнена. Удивительно или нет, но вся кровь, мизантропия, насилие и ненависть, которыми насыщен сюжет Elfen Lied - лишь фон к гаремному сёнену. Мальчик, на которого виснут множество девочек. Которые все его любят, ругаются между собою, а все шишки достаются парню. Основная идея, которая должна быть в любом гаремном сёнене, идея, которая просто является землёй и солью любого представителя жанра - это всепобеждающая любовь. Разумеется, эта идея присутствует и в Elfen Lied. Крик о любви остановит убийцу от агрессии, вернёт память и чувства кому угодно. Разумеется. Но убедительность возврата - никакая. Ну не верю им я. Не верю. Вторая составляющая практически любого гаремного сёнена казоку десу. Семья. Дружная, хотя часто и шумно ссорящаяся семья. Где все друг друга любят. Где все хорошие. Эта составляющая сделана уже много лучше. Тёплая атмосфера дружбы и любви заставляет проникнуться.
Сюжет, который, вообще говоря, в гаремном сёнене не обязателен (шедевральная Love Hina вполне без него обходится, а большая часть представителей имеют его далеко на самой первой свежести), в Elfen Lied есть, но развивается в том минимально-необходимом объёме, который нужен для раскрытия персонажей. Неплохой полумистический ужастик, наверное, даже затрагивающий (вскользь) достаточно серьёзные вопросы отношений между гомо сапиенс и конкурентами в экологической нише разумных существ.
Персонажи в Elfen Lied - обычные гаремные герои и героини. Очень обычные. Розоволосая девочка, будем откровенными, уже достала своей традиционностью. Интересны, на мой взгляд, не они, а персонажи вторострепенные. Не буду писать спойлеры, но в Elfen Lied главная жестокость, главная, страшная, вызывающая резонанс в душе, создающая ощущение кошмара, это не кровь и отрываемые кусками руки у маленькой девочки. Это сцены вне гарема и вне кровавых побоищ. Сцены человеческой жизни. Отец, у которого пришли убивать дочь. Отец, обнаруживший, что его собственную дочь тоже надо убить. Самому. Ребёнок, ощущающий предательство взрослых.
Хотя, увы, в погоне за фееричностью, эффектностью и кроветворностью сериала авторы откровенно махают рукой на логичность, обоснованность, оставив только игру контрастов между мирными нежными чувствами и бессмысленной кровавой бойней. Если какое-то действие персонажа может привести к кровавой драме - персонаж это действие сделает. А уж за заляпавшей экран кровью зритель, авось, не разглядят белые нитки на швах.
Сначала я хотел написать о том, что такое эпос. Потом, почитав умных людей, понял, что лучше и полнее, чем у них, не получится. Потом, решил написать о том, что такое эпос в аниме. Но, безуспешно потыкав кнопки, понял — толку не будет.
Эпос
Для начала, все же в общих чертах там представление о понятии эпос (когда я начинал искать определения, я обнаружил, что это не совсем то, что я ожидал найти): Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в не собственно, прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Из БСЭ (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45)
Так что займусь тем, что получается у меня лучше всего - попробую написать чем именно, и почему мне нравится эпос. В аниме.
В первую и основную очередь это грандиозность событий, их отношение с бытовым мирком героев. Влияние Личности на События.
Теперь о том, что из этого присутствует в аниме.
Эпос требует Героев. Не Лины Инверс, не мелкого и вороватого гопника, который кемперит за углом, качая экспу. Он требует Героя. Того, который откинув в сторону свои интересы, преодолев страх, лень, таки идет. Делает. Потому что надо.
Это показ в патетичных, возвышенных тонах. Принятие героизма, патриотизма, идейности как высшей духовной ценности.
Rurouni Kenshin (Kyoto Battle), Rave, Gunbuster. Это вещи, в которых эпос особенно силен (хотя, наверное, так нельзя говорить. Лучше «наиболее сильно выражена эпическая составляющая повествования»). Вещи просто удерживающие у экрана, почти силой. Это то, из-за чего я пропускаю сон, из–за чего могу опоздать на работу.
Эпос интересен сам по себе, вне контекста кавая, вне эстетики, концептуальности. Он заставляет серию за серией запускать авишки, притягивает и удерживает.
И эпос, на равне с каваем, очень чувствителен к фальши. Чуть-чуть, совсем на волосок лжи, вранья - и рушится карточный домик. Остается только пустое геройствование, нудное и скучное. Лодосы (особливо ТВ) тому ярчайший пример.
У эпических вещей есть странное и немного неприятное свойство — одноразовость. Именно эпос боится спойлеров. Достаточно хоть чуть-чуть знать сюжет — и половина очарования пропадет. Второй просмотр он приятен, радует душу, красив. Но нет того, почти до дрожи в руках возбуждения. Замечаешь больше деталей, лучше понимаешь сюжет. Но уже не то.
Частично именно из-за такого смеха и умер как жанр меха-шоу. Спасители галактики, отважные герои ставшие на борьбу со злом. Одна шутка - и уже не то. И уже меч, доставаемый из руки, стреляющие лазерами глаза - всего лишь потеха публики.
Над эпосом проще всего смеяться. Сделайте главного героя тупым, добавьте пару случайностей, которые ему помогли победить. Сделайте врагов комичными. Превратите цели героев в чушь. И вот уже не эпос, а комедия. Смеяться над героями проще всего - они беззащитны.
Простейший пример. Реалистичный показ войны: окопы, которые копают шесть часов, кровь, оторванные руки, стон. Крик «в атаку!» - и смерть, смерть. Отход на позиции. И опять жара, мат, жажда.
Эпос очень далек от реалистичности. Реалистичность подразумевает подробность, детализацию. Тщательное, объективное воспроизведение всего - слабостей и сильных сторон. Излишняя подробность затмевает собою идею.
При том, эпос может совершенно сочетаться с каваем, с комедией. Важно только одно - никаких насмешек «в серьёз» над тем, что делают герои.
Эпос. Бой, крик «в атаку!». Умершие товарищи. Слезы на суровом лице. Злость. И снова «в атаку!» - и ярость сражения, крики, боевой клич. И радость победы. И горечь потери товарищей. И всё же гордость «Мы Победили».
|