Главная страница Тональность Abenobashi mahou shoutnegai — anime review Если с понятием «торкнуло» можно разобраться довольно просто, то вот второй термин, который наиболее существенен для меня в просмотре аниме — это концептуальность. И сложнее он на несколько порядков. Хотя бы по тому, что торкнуло — это описание МОЕГО внутреннего состояния. А вот концептуальность — уже свойство произведения.
Терминология - концептуальность
Синонимом «концепция» являются (с точки зрения лингво) Syn: понятие, идея. Концептуальное аниме — аниме несущее идею. Не существенно какую именно. Будь то заумные рассуждения на тему отношений бога и человека, или понятная и простая деская фраза «давайте жить дружно».
Концептуальное аниме. Какое оно?
В первую очередь концептуальность подразумевает доминанту некой ИДЕИ над всем остальным. Доминирование и преобладание такой силы, что каждое движение, каждый кадр подчинён одному — более точному и чёткому формулированию этой самой идеи, понятия. Концепции.
Так что же теперь, всякое аниме концептуально? Нет. Как говорили на Руси — «то бы слово, да не так бы молвить».
Идея, понятие. Образ. Если цель донести образ, то тут как раз и появляется действительно красивый антураж. Как ярчайший пример — Tenshi Kinryoku (Angels Sanctuary).
Чем более произведение подчинено главному понятию, тем более концептуальной является вещь. С одной стороны это хорошо. Как апогей, как вершина и пока ни кем более не достигнутый уровень я могу назвать мувишку Утены. Где каждый кадр, каждая деталь подчиняется одной цели — донести идею.
С другой... Как у всякого лекарства, у концептуальности есть дозы, когда она превращается в яд.
Вообще, с подобными вещами ситуация сложная. С одной стороны, наличие обоснования у графических образов, наличие ИДЕИ обогащает действие, придаёт ему лёгкий оттенок отрешенности от сиюминутности, глубины.
Волшебный квартал Абенобаши
Abenobashi Mahou Shoutengai
(Гимн в честь Гайнакса отзвучал, все могут сесть).
Гайнакс. Одна из студий, одно упоминание которой, приводит мысли в почтительное состояние. Evangelion, Kareshi Kanojo no Jijou, FLCL... Это самые известные. Аниме созданное отаку для отаку. Хардкорное, каждый раз снимающее крышу, каждый раз не похожее на предыдущее. Никакой вторичности, свободный полет мысли, талантливые решения, глубокий сюжет, заставляющий думать. Каждый раз принципиально новый подход к аниме, каждый раз «первопроходец».
Пародия над аниме, играми, фильмами, самая злая и точная из всех, которые я видел. Пародия вообще, над «массовой» культурой. За внешней глупостью скрывается огромный тонкий слой аллюзий, намеков. Тонкие идеи, очень сложные, которые осознаешь медленно, с трудом облачаются в форму комедии положений, мелких приколов. Сюжетная линия скрывается за сиюминутной дурью.
Абенобаши ошеломляет развязностью. Можно все, любая приличность, неприличность, глупость — все идет в дело. Шутки сыпятся таким потоком, что различить большую часть из них сложно. Развязность во всем — в сюжете, в графике, в дизайнах персонажей. То, что можно назвать свободным полетом фантазии авторов, веселой компании студентов, которые решили приколоться и нарисовать аниме. Каждый во что горазд.
И почему же он мне не понравился? Не понравился категорически. Бесповоротно. Не как конкретная ТВ, а как путь развития аниме.
Безусловно, Abenobashi вещь нетривиальная. Видно поступь Мэтра.
Внешний вид аниме стал окончательно «верещащий». Я не могу подобрать другого слова, даже Пуни–Пуни, мелкая балаболка, куда более спокойна, чем персонажи Абенобаши. Диснеевская «экспрессия», преломившись в мозгах гайнаксовских приколистов обратилась в почти абсурдный, гипертрофированный фарс. Персонажи во время выражения эмоций все время двигаются, издают массу звуков. Такое в аниме было и раньше — чуток гипертрофированный показ эмоций позволял показать их более контрастно и ярко. Но в Abenobashi этот «чуток» разросся просто до безобразия. Несколько планов, на каждом из которых «нечто» изливающее свои эмоции, верещащее в полный голос — норма. В начале это забавляет, заставляет резче ощутить ситуацию, прочувствовать ее. А потом начинает утомлять. Пустопорожнее движение, мелькание цветов на экране. Пародия, будучи одиночной, кажется хорошей и дельной. Когда же идут пародия за пародией, на вся и все, когда высмеивается буквально все, до чего дотягивается взгляд автора, становится очень неуютно. Под нож попадает все. И махо–седзе, и лав–стори, и меха, и даже Голливуд.
Впервые этот стиль явился миру в ФуриКури. Все можно, все доступно. Я об этом стиле написал выше. Фури–Кури был пилот–тоном. Пробой сил. Он выходил на ДВД, и был успешен. Массы приняли внешний стиль рисовки, персонажей, общий настрой. Совсем не важно, что те же массы не поняли того, о чем был Фури–Кури. Кого это интересует? Главное, стиль приняли. (Для особо злобливых — я в данном случае отношу себя к массам). Абенобаши стал логическим продолжением, развитием стиля. Вседозволенность перешагнула рамки вседозволенности.
Насколько далек Abenobashi от классического аниме, от того, ради чего собственно его смотришь...
О последнем надо говорить особо. Над Матрицей, вампирами, монстрами и иже с ними смеются все. Смеются уже долго, одинаково глупо повторяя одни и те же штампы насмешек. Для меня почти шоком было увидеть от Гайнакса (см. гимн в начале) подобную дешевку. Можно попытаться оправдаться, мол, смеются над пародиями над голливудскими фильмами. Может быть. Однако ощущение легкой брезгливости не проходит.
|