Главная страница Жанры Kodomo no omocha — anime review В американском кинематографе есть один очень специфичный жанр: «наивное откровение». Когда некий главный герой, будучи лишён в жизни чего-то (например, умалишённый, инвалид на руки\ноги), вдруг начинает произносить откровения, как умные, так и душевные. Как характерный пример, вспоминается Форест Гамп. И ещё с десяток фильмов, названия которых я сейчас не вспомню. Фильмы, в массе своей хорошие, но, лично у меня, оставляющие странное недоумение: «почему умные и нетривиальные мысли с нестандартной точки зрения, должны исходить от инвалида, а то и, вообще, умалишённого»?
Kino no Tabi
Подобная беда частично наблюдается и в аниме, где, если и звучат умные мысли, то большей частью от сторонних персонажей, пытающихся вразумить главного героя, отличающегося редкой упрямостью и глупостью.
Впрочем, умные мысли о мире и его устройстве можно услышать и из уст и серийного-убийцы людоеда (Ганнибалиада), и из уст кошмарного преступника-террориста. От кого угодно, только не от «нормального главного героя». О причинах подобного в американском кинематографе наверное, поговорить было бы интересно, но не о нём сейчас речь.
Порою, попадаются и шедевры. Но редко.
Медитативное созерцание людских пороков и доблестей. Красота и грязь. Перебор вариантов «как же жить людям в мире и счастье?». И флегматичная констатация факта: «не судьба...».
Именно к таким шедеврам относится Kino no Tabi. Главный герой (на самом деле она героиня, но я так и не смог привыкнуть к тому, что она девушка), главный герой — путешественник. Без особой цели бродящий из страны в страну, задерживающийся в каждой стране не более трёх дней. Перед глазами которого проходят страны и люди. Разные, хорошие и плохие.
В остальном, великолепно.
Я не могу сказать, что Kino no Tabi гениален. От гениальности его отделяет один шаг. Невмешательство. Сейчас я уже не вспомню, где и когда я прочитал замечательную фразу: «сделав выбор, ты лишаешь себя права выбора». Но именно в этой фразе и заключается то, что отделяет Kino no Tabi от совершенства. Кино слишком много и часто вмешивается в людские судьбы. По словам самого Кино, спасающего от голода нескольких человек и разделывающего свежеубитого кролика: «я не чувствую неприязни ни к людям, ни к кроликам, но всё же чувствую, что присоединился к одной из сторон». Увы, несколько серий, когда Кино вмешивается в политику, свергает короля-деспота, они портят ощущение от сериала.
После просмотра Kino no Tabi я выбрался на улицу. Якобы зайти в магазин (устраивать шоппинг в 3 часа ночи — в этом есть некий шик метрополиса). Но короткая прогулка до ближайшего магазина вылилась в полуторачасовую. Просто по городу.
Ближе к последним сериям, я проникся основной идеей сериала, которую заложили туда авторы: «The world is not beautiful. Therefore, it is.» Высказывание, наверное, не удастся перевести ни на русский, ни на японский. Алогичный тезис. Но авторы сумели его передать. Доказать. На уровне эмоций.
Наверное, впервые, за многие годы, я ощутил радость бытия. Не радость от чего-то конкретного, не удовольствие достижения, понимания. Просто радость. Без особой причины. Потому что вокруг мягкая прохлада ночного летнего Питера, потому что светят вывески, потому вокруг тишина города, состоящая из шума редких машин, отдалённого невнятного шороха и гула. Такое, наверное, было только в детстве, когда радость была сама по себе. Потому что если можно радоваться, то почему бы не радоваться?
В любом другом аниме, тот поток человеческой мерзости, что был показан, вызвал бы, минимум, мизантропическую депрессию. Но, почему-то, вместо потока человеконенавистнических идей, пришла радость. И медитативное спокойствие. Ощущение красоты мира. Мир такой, как он есть. Я не хочу даже пытаться разобраться в причинах такого настроения. Слишком оно хрупкое и уязвимое для логики. Но оно есть. И за одно это спасибо авторам.
При этом в голове не было пустоты, глупой и радостной, как бывает иногда, когда окончательно увязнув в бесконечных ссылках на массивы ссылок в не слишком удачном куске сишного кода, вырываешься на улицу — просто вдохнуть воздуха и отдохнуть от бесконечного шума кулеров.
Episodes viewed: 35.
Kodomo no Omocha
Интересно, как следует сокращать Kodomo no omocha? Кодома? Комоча? Кодомоча? Кодоча? Хм. Мне нравится Кодомоча.
Часть Общие мысли
Сочетание детских фантазий (не сексуальных, типун на язык пошлякам), невероятной живости, релевантности (см. чуть ниже) сотворило чудо - Kodomo no Omocha.
Итак, Кодомоча. Вещь, поставившая мой личный рекорд. Седьмая минута первой серии. И меня торкнуло. Слово запредельно уже не актуально. Фиг его знает, где этот самый предел обитается. Но торкнуло. Безумно, безмерно. В лучших традициях Аниме. С большой буквы. Такое было у меня всего несколько раз. После очредного просмотра я завалился спать... И мне снилась Кодомоча. Такие сны у меня были только после Hunter x Hunter, Кеншина. Странное ощущение просмотра аниме во сне. С элементами интерактивности. Этакая jrpg.
Когда я смотрел Кодому, у меня постоянно в голове всплывали её рассказы о пятых-шестых-седьмых классах (как раз 10-12 лет). О том, что это самые дикие создания в школе, о том, что в этом возрасте дети уже не чувствуют себя детьми, и уже спорят со взрослыми, но ещё не чувтствуют себя взрослыми настолько, чтобы обладать степенностью, которая полностью проявится классу к десятому. О том, что мальчишки как раз в это время особо активно группируются в стайки для проведения совместных шалостей. Что именно в пятом-седьмом классе учитель может смело ожидать найти лягушку у себя в сумке и кнопку на стуле. О том, что именно в 6ых классах девочки начинают осознавать себя девочками, становятся степенными, и в то же время удивительно легко объединяются против кого-то.
Немного о той самой релевантности. Т.е. соответвия данным реальному положению вещей. Слово реалистичность я употреблять не хочу. Слишком оно близко подходит к понятию реализм. Которого в Kodomo no Omocha нет. Вообще нет. Моя бабушка (одна из) в своё время работала учителем в школе. И, разумеется, была классным руководителем.
В Kodomo no omocha удивительным образом сочетаются трагедия и фарс. Одновременно. Не мешая друг другу. Это определенный стиль, в котором сделаны Gravitation, KareKano, Kodomo no Omocha. Когда в середине трагичнейшего объяснения в любви может произойти милая глупость. Когда, вдруг, шутка, превращается в режущую, злую ситуацию. Это не реализм. Такого в реализме нет и не может быть.
Да. Шедевр. Всё, начиная от Мамаши, и заканчивая Бабитом. Тонкий юмор, который осознаешь не сразу, сочитается с банальными, но удивительно к месту, шутками.
Ставя Кодомочу в один ряд с Гравитейшн и КареКано я не могу не обратить внимания и на отличия от остального аниме подобного толка.
Часть Отличия.
Кодома другая. Имея в качестве целевой аудитории детей (смею надеяться :), она не могла полностью затронуть вопросы, которые надо было бы... Иначе получилось бы слишком зло.
Грави, КареКано намного более серьёзны. Там комедия только прикрывает боль. Там, за намёками и танцами вокруг да около, говорится много всего. Далеко не смешного. Там фоpма полностью подчинена сюжету. А в Kodmo no omocha очень часто сюжет находится далеко позади фоpмы. Шутки иногда - и есть самоцель многих вещей. Сказать нpавится это или нет довольно сложно. Hо вот втоpая кодома будет уже скучна. Такие вещи хоpоши в единственном экземпляpе.
Ещё один момент (не могу сказать насколько хороший или плохой) - это некоторая, почти детская, бесстыдность. Темы, которые во взрослой вещи будут обходиться стороной или, по крайней мере, показываться более мягко и в то же время более серьёзно, здесь появляются просто, есстестенно.
Шутки, игра с экраном и зрителем часто вообще замещают собою сюжетную линию. Уводят от того, что должны были одновременно маскировать и подчёркивать. Форма начинает доминировать над содержимым.
|