Главная страница Жанры – анимешная тусовка CLAMP. Как много в этом звуке для сердца русского слилось...
Angelic Layer
Затягивает. Хотя нет ни графики, не сюжета, не музыки. Нет драйва, когда по нарастающей, из серии в серию раскручивается колоссальная битва, схлёстываются две могучие силы (классический метод построения файтингов для мальчиков). Но Angelic Layer изначально не для мальчиков. Для девочек. Этакая смесь спортивного аниме и махо-сёзде. И в нём есть атмосфера.
Махо-сёзде. МАХО-СЁДЗЕ, а не мунятина. Махо-сёдзе + покемон. Pocket Tenshi. PockeTen. И в то же время оно меня торкнуло. Торкнуло до такой степени, что я до самого утра смотрел. Успел. Закончилась 26 серия, и я чуть-чуть не опоздал на работу.
В общем, идеал, от которого на глаза наворачиваются слёзы умиления.
Она завораживает. В великом и могучем есть такое словосочетание - божий одуванчик. Обычно его используют только по отношению к ветхим и добрым старушкам. Но тут... Тут у нас юная девочка (ой, пардон, девушка) - божий одуванчик. Другого не подобрать. Уж очень она нежная, чистая, добрая, светлая, открытая.
И что самое странное - за двадцать шесть эпизодов это не надоедает. Даже наоборот, становится грустно, когда всё заканчивается.
Вокруг неё... Вокруг неё такие же. Хорошие, добрые, милые.
От классического кино в подобном стиле за версту веет наигранностью, театральностью (в худшем смысле слова). А в аниме даже самые опасные сцены - те, что в кино заставляют краснеть из-за искуственности происходящего, даже такие сцены прокатывают. Потому что той искренности (уж простите за повторы, но другого синонима я подобрать не могу), что сумели добиться сейю, её с избытком хватает, чтобы поверить. И начать сопереживать.
Не ощущается слащавости, наигранности. И та искренность, открытость, что звучит в каждом слове, в каждом звуке - она заставляет верить, сопереживать.
Если же довериться... Да, тогда открываются новые горизонты, происходящее обретает смысл, форму. Появляются ощущения, которые ранее не доступны критику. Но и зритель становится уязвим. Чем более он сопереживает, верит режисёру - тем более болезненным будет обрыв - когда фальшивый голос, ненатуральное поведение вырвут реального персонажа и поставят на его место куклу.
Да, кстати. Заодно, раз я упомянул сопереживание, хочется немного отвлечься и поговорить о доверии. Когда зритель смотрит очередное произведение у него есть два варианта поведения - критика, снисходительного зрителя, отмечающего все недостатки фильма (и почти радующегося им). Или второй - довериться режисёру. Начать сопереживать. Если выбрать путь критика (ну или снисходительного зрителя - что есть одно и то же), то, разумеется ему совершенно не страшно, если где-то прозвучит фальшивая нотка. Но и удовольствия от просмотра - обычное. На уровне просмотра фильма по ТВ и рекламы (да-да, не удивляйтесь Харкорные Отаку. Есть люди, получающие удовольствие от просмотра русской рекламы в перемешку с американскими боевиками).
Но, вернемся к нашим покемо... яйцам с крылышками. Именно отсутствие вышеупомянутого диссонанса, именно оно позволяет следить за ангелами не в роли знатока и ценителя меха-боёв, а просто мальчишки.
И когда на экране появляется вещь, в которой персонаж делает что-то очень неприличное (нет, господа хентайщики, не то что вы подумали) - например, выдвигает своего бойца на ринг со словами силы ветра, неситесь вперёд!, то тут у зрителя возникает выбор. Или мы говорим какая чушь (ахъ! Это благоразумие!) или верим. И восхищаемся красотой почти-хеншина. Если мы верим, восхищаемся, то малейший диссонанс обломает так, что мало не покажется. Причем облом останется внутри, потому как сработают защитные системы. Взрослость закроет эту детскую обиду, она останется глубого внутри.
А уж внешний вид КЛАМП постаралась сделать. Нет искуственных ограничений на функциональность и целесообразность. Ангелов делают дети. Им всё можно. И расцветают волшебники, феи, принцессы. Красивые, хватающие за душу. (Кто скажет, что КЛАМП не умеет рисовать красиво - ССЗБ).
Файтинг, обретший трёхмерность, материальность. Стильные дизайны, мягкая атмосфера (да-да, западный геймер, выросший на MK, кик-боксинге и рестлинге, совсем не привык к мысли, что файтинг может быть не агрессивным, не злым и не кровавым).
Сначала (особенно в контрасте с новыми работами, в которых очень сильная детализация глаз, лиц) графика кажется через чур простенькой. Глаза без тщательной прорисовки. Лица, на которых едва видны носы (внешность ич-тян-сана вообще отдельных разговор), ненастоящая палитра. Это сначало создает атмосферу некоторой кукольности происходящего.
Действительно, бои, лишенные тональности можно/не можно, на самом деле так или нет, лишенные скептицизма сопоставления с реальностью, выглядят феерически.
Общий настрой Angelic Layer удивителен. Он затягивает, удерживает у экрана. Мягкое робкое тепло, возле которого согревается душа и оттаивает сердце.
Но потом, когда главная героиня - Мисаки - показывается всё более и более, начинаешь понимать, что графика под стать общей атмосфере сериала. Мягкая, добрая, чувствительная, наивная. Почти светящееся лицо (вот она причина плохо видных черт лица), общая настроенность на дружбу.
Я очень рискую, вставая на путь объективного суждения. Тут мне уже не удастся с горделивым взмахом головы заявить о своей правоте в своей субъективности. Так что, зарание склоняю голову, прошу прощения за возможные ошибки и неточности. Буду очень признателен, если мне на них укажут.
Анимешная тусовка
Для начала о том, что такое «анимешная тусовка» в настоящий момент. Это аморфная масса людей, с малым уровнем связности (т.е. каждый человек из группы знает лишь малую часть других участников группы), без единой цели, без точно выраженных общих интересов. Никто ни кого (в общем случае) никуда не тянет, у каждого свои представления о том, как все должно быть. Слабым объеденяющим звеном служит аниме — все–таки, почти все анимешники смотрят аниме /-_-/. Есть «опытные», есть начинающие. И даже грань между ними размытая и неточная.
I. Present time
Существует несколько неписанных правил — не торговать аниме, аниме смотреть только с японским звуком, свободно меняться им. Правила эти неписанные, и, в принципе, к выполнению не обязательные. Некоторые их не выполняют, но так получается, что случайно они оказываются «вне» тусовки. Хотя, говорить о состоянии «вне» и «в» тусовке, с учетом степени ее связности и аморфности почти невозможно.
Есть отдельная группа товарищей, именуемая в полу–шутку «муняшками» — это те, кто увидел по телевидению один–два сериала (не обязательно SM) и зафанател. Зафанател именно от него, а не от аниме вообще. В дальнейшем такие либо остаются идеологическими муняшками (урл я уже кидал), или постепенно, по мере просмотра аниме, собственно, становятся анимешниками.
Приток аниме в городе более чем большой, проблем с его «доставанием» не возникает, так что вообщем, в анимешной тусовке царит некое спокойное равновесие. «Господин зажрамшись» :)
Аморфность тусовки почти абсолютная — сподвигнуть сколь бы то ни было значитильную часть людей, ее составляющих на что–то большее, чем «поменяться аниме» — почти нереально.
Рассуждать о том, откуда каждый из ныне присутствующих в анимешной тусовке узнал про аниме почти бесполезно. У каждого свой путь. Кто–то увидел по телевизору забавные мультики, и, заинтересоввавшись, обнаружил аниме. Кто–то, играя в jrpg волей–неволей стал постепенно приближаться к аниме. Кто–то третий, увидав картинку или услышав музыку, заинтересовался и «влился». Путей множество, но почти всегда наблюдается следующая картина — неофит (новообращенный) обнаруживает для себя аниме. Смотрит. Оно ему нравится (если нет, то он просто вне нашего поля зрения). Он смотрит второе. Третье. Параллельно общается с другими анимешниками. Слышит и видит цифры количества дисков. Слышит умные (иногда) мысли со стороны. Видит множество людей, ивлеченных тем же самым, что понравилось ему. Видит о чем тут говорят, и как.
II. Приход/расход
Каждый пришедший чуть–чуть меняет всю тусовку. Но тусовка аморфна — прогнулась там, осталась на месте здесь. Слишком сильные воздействия подобны попыткам передвинуть желе острием ножа. Одиночные всплески просто проходят незамеченными. Только постоянное равномерное изменение со стороны множества участников оказывается достаточным, для того, чтобы существенно повлиять на настроения тусовки.
Так или иначе «коллективное бессознательное» или берет свое, и человек постепенно тоже становится анимешником, или, человек уходит, почувствовав себя «не в своей тарелке». Мягая и ненавязчиая адаптация, никаких директивных правил и полная добровольность.
Как в любом более–менее крупном добровольном образовании людей, есть отток. Это и внешние причины (умер/переехал) и внутренние (охладел, надоело, не сошелся характерами с другими). Отток есть всегда. В обычной ситуации он меньше притока — и тусовка растет.
Нужно отметить еще одну особенность всякого, кто приходил к аниме, и оставался с тусовкой. Это некая «искательность» — обыватель не станет тащиться на вокзал просто потому что его «приколол мультик».
III. Перемены
Постепенная смена «поколений» — естественный процесс. Она дает свежую «кровь» — идеи, мысли. В конце–концов энергичность — тоже больше атрибут новичков.
Появился рынок — и, разумеется, появились постоянные покупатели. Те, кто про «анимэ» знают только то, что это «японские мультики для взрослых», в которых много крови и зауми.
На рынки города в массовом поряке хлынул поток аниме. Не у отдельных, полуподвального вида пиратов — у всех в продаже появилось аниме. Много. Уже около 40 наименований (если не больше). С отличной полиграфией, с переводом на русский язык. Огромными тиражами. Аниме появилось — и заняло свою нишу. Стабильные, пусть и не слишком высокие продажи, однозначо определили — аниме, как ходовому товару — быть. На равне с софтом, музыкой в mp3.
IV. Последствия
Появилась аудитория. Появились «почитатели». Пусть не в серьез, пусть за «пивом и чипсами», на одном уровне с фильмами, но появились. И их больше, чем анимешников. Много больше. Это закон чисел. Обычных обывателей всегда больше, чем более–менее целеустремленных поклонников.
Какие последствия? Приток новичков сравним с общим количеством анимешников. (не сейчас, но станет таковым чуть позже, когда аниме окончательно закрепится в виде одного из объектов продажи). Они приходят каждый со своим мнением, своими представлениями о том, что такое аниме. (Заметим, мнение это базируется на десятке–другом отсмотренных мувиков). Каждый из них не может никак повлиять на тусовку. Пионер он и есть пионер. Только вот одно но. Их много.
Итак, множетсво людей узнало про аниме. Познакомилось поближе. Среди тех, кому «анимэ» понравилось нашлись те, кто узнал про анимку. Про конференции в фидо, форумы в интернетах. И они пришли. Точнее, только–только начинают появляться.
Есть еще другой вариант. Более–менее разбирающиеся люди в аниме постепенно завязывают с «пионерскими сборами» на анимке, находят себе другое место. Устраивают жесткий стиль модерирования, закрывают форумы для нерегистрированных участников. Отсекают себя от потока пионеров.
И у «старичков» есть два пути. Первый — заняться целеноправленным перевоспитыванием тех, кто приходит — отсевом лишних, объяснением того, что такое аниме. Но. Кто готов этим заняться? И кто готов объяснить не слишком–то жаждущему объяснений пионеру, что такое аниме? И самое главное, чему воспитывать? Ощущения, настрой, общее отношение к аниме — это передающееся на невербальном уровне понятия. И высказать их словами нельзя. Можно что–то сказать, сформулировать, но глубинная суть останется неоткрытой. Передать (пусть частично) эту суть может только окружение. Тусовка.
V. Энтропия
Случай с «обучением новичков» я назвал только как гипотетический. Разумеется, никому это нафиг не надо. Остается только вариант с уходом «в себя».
Энтропия изначально вводилась как один из термодинамических параметров. Но оказалось, что энтропия куда более глубокое и серьезное понятие, чем просто одно из, описывающих состояние вещества.
//Этот раздел мне представляется самым сложным, и самым важным из всех.
Существует правило, по которому всякая замкнутая или частично изолированная система приходит со временем в состояние равновесия, и энтропия системы становится максимальной. Прекращаются всякие потоки движения (существенные), наступает состояние «болота».
Энтропия — мера хаотичности системы. Чем ближе состояние системы к равновесию, тем выше энтропия. Наоборот, у системы с большими перепадами в значениях, энтропия много меньше.
И что же мы имеем в результате? Почти замкнутую систему. Приток новичков (а, следовательно, и новых идей) весьма ограничен, «опытные» анимешники общаются друг с другом, стараясь избегать начинающих, пионеров.
VI. Исход
И вот результат. Сокращающаяся по размерам тусовка, в которой каждый знает каждого. Исчезает аморфность — она не допустима, иначе тусовка растворится в общей массе пионеров. Появляется «сплоченность». Все существенные мысли сказанны, второстепенные не интересны. До какого–то момента, пока размеры тусовки остаются достаточно большими, до того момента, пока связность меньше 100%, тусовка живет. Потом — начинает умирать. Скучно становится.
Новички же, даже не имея возможности увидеть «правильный» путь восприятия аниме идут в массе своей по общему накатанному пути «любителей мультиков».
Из всего этого я вижу лишь один существенный момент, который может сохранить тусовку на плаву. Это любопытство. Юный начинающий анимешник, оказавшись в обществе «закоренелых пионэров», если он действительно анимешник, так или иначе почувствует дискомфорт. И, может быть, найдет путь, услышит то, что нужно услышать.
VII. Надежда
Я не хочу нагнетаь панику, мрачную атмосферу, но проблема становится все серьезнее и серьезнее.
Есть шанс. Оценивать какие шансы больше каких, я не могу. У меня нет достаточного количества данных. Но то, что еще через год–полтора пионеры из забавного недоразумения станут все большей и большей проблемой, очевидно даже сейчас.
На самом деле это не так. Для тех, кто–таки не понял, я формулирую основную причину беспокойства: ну передавим мы всех пионеров (или уйдём от них) — а дальше–то что? И вот об этом–то статья.
P.S. Уже после опубликования статьи в конференциях фидо, я обнаружил, что большинство восприняло её как обеспокоенность по поводу избытка пионеров и призыв давить их (этих самых пионеров).
|