Главная страница Жанры Rurouni kenshin — anime review
Kenran Butoh Sai: the Mars Daybreak
Дизайны в Kenran Butoh Sai, лично мне, очень напомили Mezzo Forte (особенно лицо Vess). Не могу сказать, что это особо радует. Ножик Кебернеса заставил вспомнить FMA, а несколько моментов показа пространственной динамики — Наруто.
Kenran Butoh Sai опытному взгляду анимешника с первых мгновений представляется обычным меха. С классическим началом, в котором главный герой внезапно начинает успешно рулить случайно свалившимся «с неба» роботом, раскидывая противников с полпинка и неся справедливость во имя Луны. Это, наверное, дурная привычка, определять жанр по первой минуте (да что там минуте, порою, достаточно одного кадра из опенинга). Во многих случаях подобный метод действительно работает. Но только не в отношении Kenran Butoh Sai. Никакого меха. Меха — лишь один из элементов фантастического антуража, не более. Да и сам фантастический антураж — лишь антураж. Суть сериала в другом. Пиратская история. Обычная история про обычных пиратов. Тех самых пиратов, которых косплеил Том Сойер, благородных рыцарей, героев штурвала и кинжала. Благородные пираты, благородные злодеи. Благородство и красота поступков - вот, наверное, лозунг всего сериала.
Но это лишь внешняя составляющая. Сами персонажи не являются заимствованиями (по крайней мере, прямыми). Почти все они, как на подбор, честные, благородные, весёлые и открытые. И это одна из самых существенных составлюящих сериала. Так хитро получилось, что отрицательных персонажей нет. Точнее они есть, но в кадре практически не появляются, а почти всё экранное время отдано персонажам хорошим.
Это слово «благородство», слишком часто появляется в этой статье. Но иначе нельзя, ведь это главная идея всего сериала. Романтика, благородство пиратов и их противников. Удалось воссоздать и передать ощущение естественной потребности придерживаться кодекса чести.
Лёгкая показушность в действиях героев мягко сглаживается фактом, что сами герои понимают свою показушность и говорят об этом вслух. И потому воспринимается эта «показушность» так, как задумывалось — как проявление благородства.
Отдельно надо говорить о «сэнтай» составляющей. Т.е. о команде, об отношениях внутри отряда. Я нигде ещё раньше не видел такой лёгкости и мягкости, ествественности и понятности в отношениях. Вольная семья, в которой всё просто и хорошо. Никто никого не держит, любой волен в любой момент покинуть корабль. Потому нет ощущения военных казарм, а, скорее, остаётся впечатление дружной и большой семьи. Кое-кто с кем-то ссорится и ругается, но не всерьёз, а в мелочах. В бОльшем же, дружба, понимание, чуть-чуть любви, и полное доверие друг другу. Атмосфера на корабле пиратов восхитительна.
Персонажи сами по себе. Характеры у них незатейливые, но аккуратно сделаные. Ляпов нет, наоборот, некоторые моменты заставляют откровенно порадоваться.
История, простая до наивности, но преподносимая так, что ни в один момент времени не появляется ощущения «халтура и штампы». Путешествие за сокровищем — не предрешённая судьба, а свободное решение. Потому нет, порою, неприятно режущего в подобного рода вещах, ощущения «как по писанному делают», ощущения когда действия героев мотивируются не ими самими, а высшими соображениями режисёра.
Перед тем, как разобрать суть этих приёмов, сначала посмотрим на традиционные недостатки анимированной фантастики (и не только фантастики).
Немного о художественных средствах сериала. О тех методах, при помощи которых зрителю рассказывают историю. Наверное, можно выделить два приёма, которые с равным успехом применяются практически во всех областях (персонажи, мир, техника, политика). Это «тщательность и умолчание».
Первый недостаток — это эффект «божественной машины» (известный ещё с античных времён). Когда, вдруг, оказывается, что все проблемы решаются странным, никак не предсказуемым и не ожидаемым методом, методом введения в сюжет новой сущности, принципиально меняющей расстановку сил. Например, воюют две страны. Одна из них проигрывает. Уже падают бомбы на столицу, уже всё. Почти конец. И вдруг, прилетают инопланетяне, останавливают время, вступают в контакт с проигрывающими, передают им технику и знания, улетают. Проигрывающие с триумфом выигрывают. Это пример классической «божественной машины» (у древних греков вместо инопланетян были спускающиеся с Олимпа боги).
Второй, весьма частый недостаток, это глубокое, скучное копание в деталях. Попытка придать реалистичность техническим инновациям через псевдонаучные объяснения принципов их работы. Объяснение на 15 минут устройства роботов, «объяснение» физических процессов (объяснение в кавычках, потому что к настоящей физике такие умственные образования не относятся ни малейшим образом). Автор, пытаясь через детализацию технической составляющей усилить достоверность, лишь губит все достигнутое ранее (потому что, сделай он подробное, достоверное, правдивое и полное описание робота, его можно хоть сейчас на конвеер отправлять :). Достаточно одной ошибки или неточности в таком объяснении, и теряется полностью всякий интерес к подобным объяснениям, к техническим деталям.
Ошибки допускаются не только по отношению к технике, но к человеческим отношениям (порою, попытки, детально разработать причины тех или иных поступков героев натыкаются на банальное «не верю в последствия причин» со стороны зрителя), к политике, к социальным вопросам. Допускаются ошибки и в обратную сторону, немотивированные обиды, внезапно начинающиеся революции тоже не вызывают доверия.
Третий, это отсутствие смысла в показываемом. Автору хочется показать нечто. С детства у него любовь, например, к коврам-самолётам. И вставляет он в свою книгу (аниме) ковёр-самолёт. Совсем не связно со всем другим, без смысла. Просто из личных предпочтений. Пока предпочтения ограничиваются цветом шнурков у героя — это ерунда. Когда же такие «личные предпочтения» оказывают влияние на существенные моменты произведения, на действия героев, на сторилайн, это портит, снижает его уровень.
Ответ один: посередине.
Получается — и справа плохо, и слева плохо. Где же хорошо?
Единственным методом заставить зрителя поверить в то, что пишет, рисует, говорит автор — это строгое следование раз и навсегда установленным для произведения законам. Законы можно взять любые, какие только сочтёт нужным фантазия автора, но раз взяв их, ни в коем случае не следует решать противоречия между последствиями сиюминутным введением дополнительных допущений. (Хотя сами законы вовсе не обязательно показывать с первых кадров, но это уже совсем другой разговор).
Именно примером почти правильной реализации этого приципа является Kenran Butoh Sai. Много допущений. Очень много. Океаны воды на Марсе, подводные лодки на странных принципах работы, подводные же роботы, слишком умные компьютеры, призраки, говорящие коты, дельфины, странные секреты «первых поселенцев», и т.д. Но все эти допущения, будучи сделаными, остаются в силе. Другими словами, практически нет моментов, где проблемы решаются введением дополнительных внешних сил, дополнительных допущений. Потому все «начальные условия» воспринимаются как данные. Ну, да, разумеется. А почему бы и нет?
Впрочем, всё не останавливается на одной «просто пиратской романтике». В Kenran Butoh Sai есть внутренняя идея, идея, на мой взгляд, слегка спорная, но всё же сделаная чётко, хорошо показанная, а потому, одним этим вызывающая уважение. Идея проявляется в явной форме именно в момент, когда Кебернес приходит на помощь главному герою. Собственно, наверное, ключевой момент раскрытия идеи.
Попытайся авторы раскрыть причины появления русалок, говорящих котов, я уверен на 99%, что получилось бы это плохо. А самое главное, совершенно бесцельно. Ведь Kenran Butoh Sai не футуристический прогноз, а самая что ни на есть хорошая пиратская история.
А сама идея проста: «благородные пираты и благородные злодеи всегда побеждают подлых негодяев», или иными словами, «благородство сильнее подлости». Как я уже сказал, идея спорная, слишком пасторально-романтичная, но всё же существующая, и, в рамках сериала, убедительная.
Финал, наверное, самое сложное место в подобного рода вещах. Сделать нечто трагичное и концептуальное? Не имея за собою серьёзной и глубоко проработанной идеи это не возможно. Закончить простеньким хэппиэндом — тривиально и просто.
Эта идея, при всей своей шаткости с прагматичной точки зрения, всё же удивительно хорошо ложится на психологические образы героев. Сериал строго следует своей идее, и потому получается весьма хорошим. Но и только, потому что, на самом деле, для раскрытия идеи сериала хватило бы и половины всех тех допущений, которые делались. Слишком много «просто авторской фантазии». И сериал получается вовсе не сияющей звездой среди других сериалов, а всего лишь одним из. Хорошим, добротным, отлично смотрящимся, но всего лишь одним из. Уверенным среднячком.
Общие впечатления от сериала — весёлая, интересная история. Романтичная, чуть-чуть наивная, но убедительная.
Ответ нашли в совсем другом жанре. В спортивном аниме. Нет, нет, разумеется, никто не бегает, не прыгает, не соревнуется. Из спортивного аниме взяли другую хорошую составляющую — яркую победу в финале. Не тривиальное «они победили», а победу правильную, такую, которая в первую очередь оппоненту доказывает моральное, внутреннее превосходство, которая знаменует собою победу над собственными слабостями.
Одно из первых аниме, которое я отсмотрел. Ещё в rm300, с жуткими дёргающимися линиями, плавающими цветами и никакими fps'ами.
Rurouni Kenshin
Кеншин - это удачное сочетание RPG, комедии и философии.
Но меня оно торкнуло. Странно торкнуло. Я отсмотрел его на одном дыхании. Тогда я ещё не понимал - где очарование аниме вообще, а где - конкретно Кеншина. Сейчас, пересматривая DVD rip, отсмотрев уже довольно приличное количество аниме, я для себя могу точно сформулировать - что же в Кеншине необычного.
Жил был чар (главный герой). Потом к нему присоединились другие. Потом он выучил более крутой приём. Потом его товарищи выучили более навороченные приёмы. И тут пришёл босс. И свершилась битва во имя спасения мира.
РПГ - это не орки с гномами. Это наращивание чара и команды энпэсей. Классическое для любого rpg-подобного сюжета. Те же Слеера, к примеру.
Занимаясь самоуправством, скажу, что для меня кеншин - это первые две части. Вступление и Kyoto Battle. Дальше начинается мутная тягомотина, лишённая какой-либо оригинальности и откровенно показывающая, что авторы просто копали канаву отсюда и до обеда. (точнее там есть лёгкие следы Киото Баттл, но о них чуть позже).
Кеншин делится на три большие части. Первая - вступление, вторая - Kyoto Battle, и третья - всё после второй части.
Часть первая. Вступление.
О каждой части я буду говорить раздельно.
В Кеншине всё по другому. Номинально, при поверхностном взгляде, ситуация аналогична. Первые четыре-пять серий - и все герои в сборе.
Обычно в многолетних аниме-сериалах (в которых больше одного сезона) собирают всех героев за несколько серий, дают ЦУ (начальный инцидент, служащий завязкой для всего последующего) и пускают в стоячую воду. Т.е. ничего существенно не меняя до часа икс, когда начнётся раскручиваться сюжетная линия. К финалу приберегаются все умные мысли, вся напряжённость, все нетривиальности, на которые способны авторы. Это довольно стандартно. И ни Химе-чан но риббон, ни Рейв, ни Инуяша, не избежали сей участи.
Но как говорит! Понять, оценить тот уровень, на котором всё говорится очень сложно. Он замаскирован сюжетом, антуражем непобедимого воина. Однако, шаг за шагом, эпизод за эпизодом показывается этот путь. Тяжёлый путь, из которого даже самоубийство - не выход. Потому что меч, который защищает не имеет права проигрывать.
Но... Странным образом, те глубокие мысли, те идеи, что обычно говорятся уже к самому концу, здесь звучат с самого начала. С самых первых мгновений. Вопросы морали и этики. Тяжесть убийств, лежащих на совести. Искупление грехов. Поиск своего Пути. Ответственность за других. Об этом говорят совсем не детским языком. Совсем. Номинально (т.е. с точки зрения сферического зрителя в не-японии) ничем не отличается от десятков подобных же сериалов. Вроде примерно то же говорит, что и десятки персонажей до него.
Ещё одно... (Характерное как для Kyoto Battle, так и для первой части) - это отстутствие хорошего царя-батюшки. Правительство эры Мейджи, за которое сражается Кен-сан, оказывается вовсе не белым и пушистым, а низким и вероломным. Лишённым даже той, пусть и слабой, гордости воинов Сёгуната. На смену рыцарскому духу пришёл звон денег. А они, как известно не пахнут. Ни кровью, ни сгоревшей плотью, ни опиумом. По мере развития событий становится всё более странно - а ради чего боролись? Когда своих вернейших сторонников, союзников предают на право и налево, убивают - лишь бы скрыть следы своих же приказов. И всё же Кеншин сражается.
Я немного путанно объясняю. Прошу прощения. Дело в том, что сам я серьёзные нотки скорее ощущаю, чем вижу. Уж очень они тонко вплетены в основную линию повествования. От того и выделить их довольно сложно.
И вот, на смену милому, доброму и философскому аниме приходит оно. Страшное столкновение двух сильных людей. Двух путей. Пути Мести и пути Защиты. Оба пришли из прошлого, оба - чужаки в этой эпохе. Один пришёл с местью, с глубокой обидой и ненавистью ко всему миру. Другой - с великой любовью и страданием. Оба убивали в прошлой эпохе. В этой - один возвёл в абсолют убийство. Другой - не-убийство.
Часть вторая. Kyoto battle.
Великая битва титанов, двух непобедимых самураев. За каждым из них скалой стоит Правда. Та, которую защищают ценой больше чем жизнь. Та, которая поднимает из мёртвых, бросает снова в бой. Великий Эпос, битва богов.
Само Kyoto Battle напоминает лавину. Начинаясь с камешка, катящегося с вершины горы, оно нарастает, захватывает. И вот уже не просто поток, а ревущий камнепад. С всё нарастающим и нарастающим напряжением.
Отдельно следует говорить о 62ом эпизоде. Если честно, его бы надо было выделить вообще в отдельную часть. Слишком много и серьёзно там. Эта серия вобрала в себя все те тоненькие струйки тревоги, беспокойства, и ощущения зарождающегося Большого Чувства. От неё остаётся ощущение сравнимое с финалом SMJ. Так же немного щиплет где-то в глубине горла, так же ощущение светлой печали омывает душу. Не смотря на завязанность по сюжету со всеми предыдущими сериями, возникает ощущение, что это отдельная серия. Память уводит куда-то далеко, в сторону ОВАшки. Той её части, где нет залихватского вырезания всех подряд. Вспоминая бой с Ши-ши-о-сама, нельзя не вспомнить ОВАшки. Слишком похоже. Те мгновения на могиле Томое - что думал тогда Кеншин?
Kyoto Battle, на мой взгляд, образец и идеал того, как должен выглядеть самурайский боевик. Не мясистые мужики рубящие всё и вся, а стогие, целеустремлённые, быстрые воины, идущие к цели.
Моё мнение о ней менялось много раз. Сначала (это когда я был зелёным недоотакованным полу-муняшником) она безусловно вызывала у меня восторг. А как же - всех режут. Потом, по мере просмотра аниме, вникания в её сущность, я всё больше и больше отстранялся от подобного аниме. Реализм, простота сюжета, и пустопорожняя концептуальность - это отталкивало.
Теперь об ОВАшке. Точнее первой ОВА. (Которая ещё злобно переведена бакагаядзинами как Samurai X). Детство и юность Синты.
ОВА нельзя оценивать самостоятельно. Вообще нельзя. Её сюжетная незавершённость оправдана. Главная и единственная линия в ОВА - это Томое. Несдержанное обещание. Боль и самобичевание. То, что заставляет Кеншина хмуриться потом. То что тревожит его. Он уже однажды обещал защитить того, кого любил. И не смог. Именно отсюда идёт нежелание брать Каору в Киото.
Сейчас... Сейчас ситуация другая. Прежде всего. ОВА - это просто дополнение к ТВ. Да, они в разных стилях. Да, в совсем разных стилях. Но ОВА - это просто несколько воспоминаний из юности Кеншина. Те мимолётные видения, проходящие перед глазами у Кеншина, идущего на битву в Ши-ши-О.
Как последнее слово, как заключительный аккорд звучит 63 эпизод. Это уже не Kyoto Battle, но всё ещё свежи воспоминания. И ещё одна история. Совсем не связанная с сюжетом. Просто история. Человека, который заблудился. Заблудился в жизни. То, что могло ждать Кеншина. Предупреждение.
Сам Rurouni Kenshin напоминает граф (прошу прощения, но только в программировании есть адекватный термин). ОВА, ТВ сплетаются в несколько раздельных линий, каждая из которых сама по себе пуста, неинтересна, но с учём остальных обретает глубину и силу. ОВА. Мёртвая Томое. 62 эпизод. После битвы с Ши-ши-О Кеншин у могилы. Дождь. Цветы.
Таких линий множество. Яхико, Мисао, Аоши, Соджиро, Саноски... У каждого из них свой путь. Своя линия. Достаточная для ТВ средней руки. Вместе же они образуют поистине великий монолит - Rurouni Kenshin.
Другая линия - не романтически-трагическая, а более напоминающая эпос - это опять же ОВА - Kyoto Battle. Сама по себе она грозила бы превратиться в очередной Нинзяскрулл, но в сочетании с вышеупомянутой линией - обретает эменты Трагедии.
Часть третья.
Философичность вместе с экшеном - невероятный сплав.
В Rurouni Kenshin есть хронологический порядок событий - тот, который изложен в ТВ. Последовательность вынесения крутых боссов и изучения спешалов.
А вот тут начинается самое интересное. Садясь пересматривать Кеншина, я был 100% уверен в скучности и неинтересности третьей части... Но.. Шло время, я отодвигал границу, с которой начинается отстой всё дальше и дальше. Пока не стало неприлично отодвигать дальше. И вынужден признать - третья часть хороша. По-своему хороша.
Если упорядочить серии по нарастанию напряжённости, то третья часть окажется где-то в середине. Разные инциденты, практически не связанные между собой. Просто картина мира, в котором живёт экс-хитокири.
А есть порядок идеологический. ШиШиО в этом списке в самом конце.
А ведь на самом деле сказать есть что. Только это самое что проступает не при первом просмотре. Сначала битвы, эпичность происходящего затмевают незначительные сценки, которые проступают, становятся видными при втором просмотре. Более того, они не просто становятся видными, а начинают доминировать, отодвигая бедняжку ШиШиО на задний план вместе со всей джипунгатаной.
Ещё одно. После Битвы в Киото приходится долго отходить. При первом просмотре она подавляет. После окончания приходится долго приходить в себя. В голове одна мысль: ВСЁ. Закончилось. Больше сказать нечего.
При первом просмотре эти кадры пропускаются, воспринимаются как общий фон отходняка после битвы. Но... Серия за серией... Эта тревога, это постоянная боязнь Каору, что Кеншин уйдёт и не вернётся, поселилась ещё со времён Jin-e. (Кстати, имя уникальное. Записать его звучание буквами - это целое исскуство. Попробую предложить свой вариант - Джин-ьё.) После Киото этот страх стал сильнее, Каору помнит в каком состоянии вернулся Кеншин из боя. И каким чудом победил.
Это, в частности, слова Мегами Каору, что Кеншнин хоть и главный герой самурайского аниме-сериала, но всё же человек. И что его лимит здоровья и физической выносливости намного меньше чем у ходячей батарейки Саноске. (В то время как остальные уже прекращают, Саноске продолжает ломать, ломать, и ещё раз ломать дрова :)
Потом идёт ещё несколько самостоятельных сюжетных линий. Ничего. Вполне себе ничего. Чёткое следование курсу партии, никакого своевольничания.
Нотки этого страха прорываются в сериях с христианами-сектантами. Странно, но даже после битвы в Киото, эта история (при втором просмотре) воспринимается не как вторичное бултыхание, а как самостоятельная история.
Но это ещё цветочки (те, кто смотрел. оценят каламбур). А вот когда на смену будущим диктаторам, и убийцам приходят маги, классические представители магических школ, становится окончательно скучно. В прошлый, первый просмотр я сваливал отсутствие интереса окончательно испортившимися rm.
Пока... Пока не наступает финал. Не в смысле последних эпизодов, а в смысле умирания. Интерес начинает исчезать на глазах. Притянутость за уши, попытка ввести новое ужасное нечто, которого боится Кеншин, конный встадник, способный с лёгкостью остановить самого Хитокири Баттосая, мировой заговор и поиски мирового господства.
Немного о финальной, 95ой, серии.
Сейчас мне ни что не мешало. Но интерес умирал. Стремительно. Так, что последние серии я досматривал из приципа.
Вообще, от Кеншина остаётся странное чувство. Душность последних серий просто убивает интерес к ТВ вообще. Ну зачем нужны были эти два последние инцидента... Ц. Обидно. Однако воспоминания остаются. Воспоминания о Великой Битве, о тех моментах, когда забыв всё и вся смотришь серию за серией. И уже даже не радостная улыбка на губах, а напряжённое ожидание.
Странное она производит впечатление. На фоне бездарности последних серий, она смотрится замечательно. Это скорее ощущение освобождения от душного гнёта околомагической битвы. Но сама по себе... Финал по дефолту (с). Ничего интересного. Было с первого десятка серий понятно, что будет.
|