Главная страница Жанры [no hara] терминология - кавай Приступая к просмотру аниме от Gainax ожидаешь чего-то особенного. Evangelion, Kare-Kano, FLCL...
Mahoromatic, The automatic maiden.
Странное ощущение возникает - вроде в каждую минуту времени рулез неимоверный, но отзвучали последние ноты эндинга - и ничего. Вообще. Обычно после аниме, после окончания ТВ нужна некоторая пауза для того, чтобы прийти в себя. После Махороматика неоткуда приходить.
Я смотрел. До самого конца. Мне он очень понравился. Но не торкнул.
Увы, Махороматик - тот самый случай, когда получаешь меньше чем ожидаешь. Именитая студия, красивая графика, напряжённость с первого эпизода - обещание великой трагедии... И... пшик. Ничего. Сюжетная линия, простая как 10 йен.
Сложно сказать что тому виной. То ли отчаянно рвущееся наружу желание сравнивать его с SMJ (увы, не в пользу Махороматика), то ли обещанная, но не появившаяся сюжетная линия с временем шатдауна Махоро.
Почему-то мне очень и очень вспоминается сюжет одной из серий Комик Пати - когда главный герой решил рисовать мангу в стиле фэнсервис. Большой робот, управляемый красивой и сексуальной девушкой. В Mahoromatic именно этот случай. Слишком много фэнсервиса. Слишком много заигрываний со зрителем. Красивая девочка-робот, учительница-нимфоманка, подростковые сексуальные фантазии (ну прям Iketeri Futaru), бои, девочка с пистолетом нацеленным в экран и грустно-серьёзным выражением лица (с этого момента к чувству дежавю от SMJ добавилось ещё дежавю от Noir).
Предсказуемость - никакой неожиданности. Всё тривиально.
Не хватает. Не хватает длительности для ТВшного размаха.
Ещё один камень на могилу 13 (12) серийных ТВ. Маловато будет (с)
Если бы в ней было 26 эпизодов... Может быть. Может быть. Может, удалось бы сжиться с персонажами. Начать переживать за них... Увы - нет. Не получается. Слишком всё стремительно проносится мимо.
Если бы из неё сделали ОВА - вырезали большую часть размазанных серий, сделали её более муви-образной (цельный сюжет, проходящий через всё и вся без отклонений в стороны), то получилось бы неплохо. Пришла, прижилась, отогнала противных незнакомцев, мешающих тихому домашнему счастью.
Решение гениальное. Из этого мирно тикающего счётчика удалось бы сделать трагедию...
Да. И ещё. Всё о том счётчике в конце серии. До шатдауна осталось...
... Их души, тела и мысли были полны сознанием того, что это в последний раз. Словно невидимая кисть написала слова ПОСЛЕДНИЙ РАЗ на их коже.
Вспомним Мисима Юкио - Патриотизм - последняя ночь супругов перед сепукку мужа:
Да... Можно было так... Можно было создать пронзительный крик, печальный взгляд. Всё предрешено... И ещё 365 дней... Можно радоваться, тихо радоваться жизни. Точная тень смерти завтра только обостряет счастье жизни сегодня...
Поручик прижал к себе молодую жену, и они слились в поцелуе. Его язык заскользил по ее рту; неведомая пока еще смертная мука обострила чувства, прикосновение обжигало, как раскаленное докрасна железо. Предстоящая агония придавала наслаждению неиспытанную доселе утонченность и чистоту. ...
Допускаю, что думали сделать 26... Но бюджета не хватило. В этом случае можно смело ставить Махороматик на полку со словами: хорошее начало, жаль, не дописали.
Можно было. Но не сделали. И счётчик, глупо продолжает считать - ни ради чего, просто так.
Термин kawaii в русскоязычном восприятии сначала потерял значение «симпатичный», приобретя вполне чёткое значение — анимешный, кавайный, одним словом. Передать смысл того, что вкладывают в это слово сложно, хотя я об этом уже писал ранее.
Кавай да
А что такое тогда кавай? В русском языке?
Из японского слова kawaii произведено слово «кавайный».
«Японцы вырастают в атмосфере кавая».
Достаточно полистать ru.anime для того, чтобы понять — появилось новое слово - кавай. С ещё не вполне определившимся смыслом, но уже появившееся. «Слишком много кавая не бывает».
Став существительным, «кавайный» потеряло свою направленность на кого–то («ой, какая кавайная сёдзе») и обрело наименование атмосферы в аниме. Кавайная атмосфера не означает, что «атмосфера симпатичная», это означает, что общий настрой аниме направлен на что–то такое милое и пушистое. Не столько персонажей, сколько на светлую и добрую атмосферу, царящую в отношениях.
Это цитаты из эх. Что же такое кавай? Не «симпатичность» точно.
И в то же самое время является основой аниме, выделяющим его из всей остальной массы анимации. Делающим аниме — тем, что оно есть, а не «анимационным фильмом производства студии Big–X».
Кавай является противоположностью тяжёлому и мрачному «взрослому и серьёзному» (как по глупости называют его новички) аниме.
Попробую (пока у меня у самого ещё нет уверености) предположить: торкает не аниме, торкает кавай. А уж сюжет, музыка, концептуальность и иже с ними — довершают дело.
На самом деле всё, что я испытывал к аниме (ну, кроме Евы, пожалуй) относится именно к каваю. Ни одно аниме с серьёзными и угрюмыми character design'ами, с мрачноватым (и нудным) реализмом, ни одно меня не торкнуло. Да, конечно, Battle angel alita сильная вещь. Но разве она торкает? Разве создаёт ощущение растворения в происходящем, наслаждение от просмотра? Миядзаки - безусловный гений. Но разве он в своих работах создаёт эту самую «анимешную» атмосферу? Нет.
Вещи без кавая воспринимаются как фильмы. Самые обычные фильмы. С соответсвующим подходом к их просмотру. Они, конечно, могут понравится. Но тогда можно точно сказать за что нравится.
Скажем так (это я всё ещё сам до конца не понимаю) — кавай создаёт НЕОБХОДИМУЮ почву для того, чтобы аниме торкнуло. Кавая может быть выше крыши — и он всё же не будет торкать. Но вот чтобы аниме без кавая — и вдруг, действительно по-анимешному понравилось... Это врят ли. Наоборт, конечно, бывает. Когда кавая по уши (такие большие заострённые на кончиках ушки-ня) — а не торкает. Да и примеры есть ( Mahou Shoujo Neko Taruto, Mahoromatic).
Именно потому, аниме снятое в «серьёзном», реалистичном стиле оказывается в положении почти изгоя. Это фильм. И отношение к нему — как к фильму. (Очень заслуженное, кстати).
Может, конечно, это большая предвзятость, но от фильму я не верю. Слишком много вокруг пустой штамповки, совсем никому не интересной, но всё же продолжающей своё существование. Фильм должен переломить коросту обыденности, доказать, что он из себя что-то представляет. И только тогда скажут — да... Сильная вещь. Только вот я не помню фильмов, которые бы смотрелись запоем и при этом оставляли после себя впечатление. (Да и вообще, не припомню фильмы, которые я смотрел бы запоем)
Причём к каваю не применимо слово «комедия». Просто сам настрой кавая требует весёлой атмосферы. Даже не весёлой — просто, радостной. Милые проказы, шуточная грызня второстепенных персонажей, этти — это всё элементы того, что создаёт кавай.
Кавай важен в первейшую очередь как атмосфера. Можно сделать сколь угодно пушистых, длинноухих и очаровательных полу-кошек, полу–девочек, но до того момента, пока у них не будет соответствующего характера, соотвуеющего поведения, кавая не будет. И выглядеть это будет совсем странно. (Такое иногда в додзинзи встречается — вроде все атрибуты кавайности — а не задевает — нет атмосферы, поведения соответсвующего кавайному созданию).
Аниме — это кавай.
Сейчас я вполне могу сказать, что делает меня отаку. Работы Миядзаки никогда не поменяли бы мою жизнь, не стали источником и собственно смыслом существования. Аниме без кавая воспринимается как анимация. Иногда качественная, иногда глупая, порою забавная. Но просто анимация.
|