Главная страница Жанры Trigun - anime review Слушаю опенинг Transformers: Victory... Блин, слёзы ностальгии на глазах...
Toransforma vicutori
А сейчас... Сейчас я не отаку. Сейчас так, любитель. Который может критически заметить повтор сцены, кривизну сюжета. Который нос воротит от махо-сёдзе (не всего).
В те времена, когда он шёл по телевидению, я был Отаку. Отаку с большой буквы. Который был готов устроить истерику из-за того, что не дают посмотреть Трансформеров (именно этих, а не жалкую поделку бакагаядзинов). Именно тогда я записывал их имена на бумажку, пытался разобраться... Именно тогда я ждал эти серии...
И вот что я ещё подумал... Если бы аниме показывали по телевидению, это было бы совсем другое ощущение. Когда смотришь ТиВишку за два-три вечера это не то, что смотреть её три месяца, по две серии в неделю... Или как делали у нас - по одной серии каждый день.
Эх....
Я сейчас пишу по воспоминаниям... Hа такое состояние я сейчас не способен. Точнее такое бывает... Редко, на краткий момент. Когда преисполняешься ощущения АHИМЕ. Hе просто дивикса или второго мпега, а аниме. Пофигу в чём, пофигу как. Лишь бы ОHО. Детские ощущения от просмотра не вернуть. Слишком рассудительно привык смотреть на всё. Слишком много я сейчас замечаю... От едва заметных артефактов на картинке и до криво сдвинутого целла при съёмках.
Сам процесс ожидания серии за серией - в одном этом есть неизмеримое чуство. Когда опенинг - это не лишние 13-20 мегабайт в начале новой серии - когда опенинг - Предвестник, символ начала... Признак Его, аниме, в котором растворяешься, которым наслаждаешься как просто красотой, без глубокомысленного созерцания и поиска смысла. Когда графический ряд и сюжет делают те пол-часа в день действительно блаженством.
Ощущение Аниме приходит в тот момент, когда мелкие детали сливаются, теряют каждая свой смысл, обретают общий. Как на картине - вблизи мазки, грубые, нечёткие. А на расстоянии пронзительная красота... У аниме такая красота есть. Hо, чтобы почуствовать её, надо отрешиться от деталей. В детстве такое удавалось с лёгкостью. А вот во взрослом состоянии... Блин, и меня ещё спрашивают, что такого хорошего я оставил в детстве...
Сложно писать. Триган странная вещь. Начинается как вестерн с крутыми парнями, большими пушками и неповторимым шармом дикого запада. Переходит в комедию, классическу анимешную комедию, резко превращается в sci-fi пост-катастрофу, и вдруг невероятный пируэт - и вместо всего экшена, что был до сей поры, перед нами жуткая психологическая драма. Эскапизм, не желание примириться с реальностью. Добивает финал. Возникает ощущение, что безумно талантливое начало противопоставленно бездарному концу.
Trigun
Еще раз предупреждаю - злобный спойлер.
Это если в общих словах. Далее пойдет спойлерничество в неприкрытом виде. Если не смотрели, лучше посмотреть, а потом уже дочитывать.
Итак, ковбойский мир. Злодей, за которого назначили $$60 000 000 (это не баксы, это местные тугрики так обозначаются). Охотники за головами. Сцена изничтожения бара из огнестрельного оружия. Классический вестерн. Главный герой - злодей, за головой которого охотятся, спокойно ожидает конца изничтожения бара, встает, достает свою большую пушку, и... И тут появляется анимешный гэг. Патронов-то нет. Далее несколько серий разворачивается классическая анимешная комедия, чем-то безумно напоминающая ТВ Кеншина. Такой же придурок и размазня главный герой, умеющий в нужный момент стать Хитокири Баттосаем. И так же не убивающий своих оппонентов любой ценой. Анимешная возня, борьба со злыми нехорошими и помощь добрым хорошим. Куча гэгов, тончайший постмодерновый юмор. Кошка, которая проходит через все серии, ни в одной из них не играя существенной роли, но появляющаяся почти всегда. Сцены, постмодерновость которых ощущаешь не сразу. Замечательно. Радуешься, всё хорошо. Постепенно мелкие детали подменяют мир, превращая его из дикого-дикого-запада в некий post-nuclear-like-world. Утерянные технологии, руины hi-tech заводов, намеки - и понимаешь, что это всё декорация. Что на самом деле, все люди - потомки носителей цивилизации. Одичавшие потомки. Становится интересно, тем паче, что комединая составляющая не убывает.
Так вот, любитель спойлеров. Слушай дальше.
Постепенно комедия становится вторичной, превращается в background, средство развеять зрителя в перерывах между конфликтами. Сами конфликты, схватки теряют комедийность, становясь всё серьёзнее.
Появляются первые следы будущей лав-стори, намёки на некоего главного злодея. Отсылки в таинственное прошлое Ваша (главного героя).
Потом череда всё более и более крутых слуг Босса. Цель слуг - убить Ваша. Цель босса - заставить Ваша убить. И заодно, помучать видом мертвых жертв. Обвинить в гибели людей вокруг. Поставить перед диллемой: или спасаем муху из паутины, или паука. Третьего не дано.
И вот оно - первое предупреждение. Первый холодок Большой Битвы (ах, этот Кеншин, всюду его следы).
Кульминация. Таинственное оружие, сливающееся с телом владельца, способное сделать дыру на луне появляется против воли Ваша. Друг оказывается предателем по рождению и воспитанию, но остаётся другом. Убивает, потом умирает сам. Ваш Стампидо, попав в безвыходную ситуацию убивает сам. Убивает человека, первого человека в своей жизни. Катастрофа.
Ситуация всё обострённе и обострённе. Вокруг Ваша гибнут друзья, гибнут по его вине. Гибнут обычные люди. Комедия уходит с заднего плана, становится средством подчернуть ужас убийства по сравнению с обычной жизнью. Люди гибнут и гибнут. Ваш, теряя свою самоуверенность, гордыню и замешанную на самоуверенности дурашливость, становится всё более и более нервным. Теряет себя, пытается найти выход и не может. Параллельно рассказывается о детстве Ваша и его противника (брата Ваша). Они оба инопланетяне.
happy end.
И... И тут приходит разочарование. Психологические проблемы решаются, поединок с главным бякой и бакой проходит по канону, добро торжествует, брат не убит, а только ранен. Довольный Ваш возвращается к (почти) любимой девушке с добычей на плече.
Запороли вещь, сделали из неё вместо Евангелиона Дуал.
Ну что сказать... Последние полторы серии - убогость страшная. Да, я еще раз повторю. Убогое решение, написанное на скорую руку в электричке в метро по дороге на работу сценариста, который опаздывает со сдачей сюжета. Финал никакой. Проблемы решены путём хирургического вмешательства сценариста в происходящее. Интерес в 25ой серии падал на глазах. 26 смотрелась равнодушно, а финал вообще был воспринят с ироничной улыбкой на губах... Хиленько... А ведь 24ая серия - была настолько сильна, что я бросил смотреть Триган. Слишком тяжко было ощущать безвыходность.
Но потом это проходит. Совсем проходит. Приходит другое сравнение: Shinji VS Vash. И Синдзи, и Ваш убегают от этого мира в своих мечтах, идеалистических представлениях о возможности не убивать (ср. в Еве - не делать).
Теперь о сходствах. Ну, очень очевидное сходство с ТВ Кеншина я уже отметил. Даже чересчур большое сходство. Главный герой, этакий роуни, бродячий самурай, девушка, которая его любит, но не признается в этом. Безбашенный друг (ах, Саноске), другая девушка, которая этого друга любит. Развитие событий в стиле Kyoto-battle. Знаменитость на весь мир. Слишком много совпадений.
У Ваша же всё наоборот. Он боится не мира. Он боится за мир. Пытается спасти всех, не ранив при этом никого. И до какого-то момента ему это удаётся. Пока противники на порядок слабее Ваша. Но дальше хуже. Противники всё сильнее, и Вашу приходится уже думать больше о выживании себя, нежели о спасении окружающих. Точнее , схватки его к этому принуждают, а он по прежнему больше думает о других, чем о себе. В какой-то момент он перестаёт справляться, вокруг начинают умирать люди. Это повергает его в состояние Синдзи перед распятием. Ощущение собственной бесполезности, беспомощности.
Бегство в себя, отсутствие выхода - слишком это напоминает Синдзи... Но тут различие всплывает в полную силу. Синдзи не понимает себя, боится окружающего мира. Отказывается взаимодействовать с ним, изолируется от него.
Ваш же обошелся малой кровью... Это тот переломный момент, на который не хватило сценариста. Вместо серьезного решения задачи, у которой заранее нет решения, сценарист просто говорит: ну что ж тут такого. Все мы делаем ошибки. Ничего страшного. И этим решением убивает финал. Совсем.
Синдзи своё решение выстрадал, прошёл через всё, получил ответ.
|