Главная страница Жанры – анимешная тусовка
Maico 2010
Анимешная комедия: чуть-чуть юмора положений, чуть-чуть иронии, быть может, чуть-чуть пародий. И немного настоящих эмоций, чтобы создать эмоциональный фон. Это почти универсальная формула, которая подходит к практически всем анимешным комедиям, за редкими исключениями.
Во время знакомства с персонажами ощущается оригинальность, незатасканность образов. Ощущается внутренняя идея авторов, желание показать обычных людей за обычной работой. Желание подкрепляемое талантом, умением.
Первые серии Maico 2010 несколько раз приятно удивляют. Сначала оригинальными дизайнами, совсем не согласущимися с опенингом (сравните картинку слева и справа), потом довольно злым и жизненным юмором про будущее компьютеров и проблемы при их эксплуатации (Я откровенно радовался, слушая про операционную систему на 50CD, для установки которой нужна неделя и 20000 перезагрузок, в которой при отваливающемся Plug-n-Play требуется полность переставлять систему. И это внутри андроида).
Дальнейшее развитие сюжета и юмор оказываются на несколько голов выше ожидаемого. Из просто комедии, обычной производственной комедии, Maico 2010 становится зеркалом жизни.
Серединные серии Maico 2010 мне чуть-чуть напомнили Чехова. Где шутки больше грустны, чем смешны. Почти гениальная серия про семейный совет, почти гениальная серия про A.D. и его (экс)девушку.
Судьбы людей, рисуются едва ощутимыми штрихами, случайными сценками и моментами. Характеры и судьбы внезапно оказываются выпуклыми, рельефными, самостоятельными. Из комедийных персонажей действующие лица превращаются в людей. Тонкая грань между скучной повседневностью и глубоким, жизненным реализмом. Это безусловный талант, сделать жизнь ничем не примечательного саляримена интересной, дать ей силу архетипов, метаобразов. Суметь через жизнь одного, показать жизнь многих.
Но, что-то внутри сломалось. Внезапно, на передний план вышел бывший совершенно не существенным и второстепенным сюжет. Сторилайн про очередного робота, который решил проявить человечность. Тривиально, банально, затёрто и затасканно во всех видах художественных произведений настолько, что просто говорить не о чем.
Ещё раньше несколько смущала произвольность появления и исчезновения персонажей, случайность и необоснованность событий. Но пока эти события несли с собою что-то существенное, подобные мелкие ляпы прощались.
До тех пор, пока личные переживания робота были лишь фоном для людских душ, до этого момента он смотрелся, хоть и небольшим излишеством, но вполне естественно. Но когда на чувствах (?) этого робота стали фокусироваться, когда его возвели в центр событий и подчинили всё окружающее лишь ему, впечатление начало стремительно портиться.
Когда же глупый сюжет начал двигаться глупыми проишествиями и столь же глупыми переживаниями, осталось только развести руки.
Всё остальное — халтура. Халтура, в которой зияют дыры, в которой издалека видны белые нитки, сшивающие разрозненные куски сюжета. Видны бесконечные цепочки маловероятных событий (ах, следы сериалов Мексики и индийских фильмов...), произвольность действий персонажей, надуманность ситуаций.
Средние серии, серии про «простых людей», это, наверное, случайность. А быть может, всплеск таланта. Несколько серий в середине, мимоходом, на заднем плане ничего не значащего сюжета, рисующие людей и быт. Рисующие простыми, ясными красками. Удивительно точно подмечая характерные черты и особенности, показывая жизнь.
Впрочем, я слишком много требую. Maico 2010 реализует ровно то, что задумывалось: показать обычную рабочую атмосферу обычной радиостудии, дать проникнуться эмоциями коллектива, развернуть небольшую трагичную историю со хэппиэндом. А несколько сайдстори в середине лишь призваны заполнить положенное эфирное время.
...
Я очень рискую, вставая на пусть объективного суждения. Тут мне уже не удастся с горделивым взмахом головы заявить о своей правоте в своей субъективности. Так что, зарание склоняю голову, прошу прощения за возможные ошибки и неточности. Буду очень признателен, если мне на них укажут.
Анимешная тусовка
Для начала о том, что такое «анимешная тусовка» в настоящий момент. Это аморфная масса людей, с малым уровнем связности (т.е. каждый человек из группы знает лишь малую часть других участников группы), без единой цели, без точно выраженных общих интересов. Никто никого (в общем случае) никуда не тянет, у каждого свои представления о том, как все должно быть. Слабым объединяющим звеном служит аниме — все–таки, почти все анимешники смотрят аниме /-_-/. Есть «опытные», есть начинающие. И даже грань между ними размытая и неточная.
I. Present time
Существует несколько неписанных правил — не торговать аниме, аниме смотреть только с японским звуком, свободно меняться им. Правила эти неписанные, и, в принципе, к выполнению не обязательные. Некоторые их не выполняют, но так получается, что случайно они оказываются «вне» тусовки. Хотя, говорить о состоянии «вне» и «в» тусовке, с учетом степени ее связности и аморфности почти невозможно.
Есть отдельная группа товарищей, именуемая в полу–шутку «муняшками» — это те, кто увидел по телевидению один–два сериала (не обязательно SM) и зафанател. Зафанател именно от него, а не от аниме вообще. В дальнейшем такие либо остаются идеологическими муняшками (урл я уже кидал), или постепенно, по мере просмотра аниме, собственно, становятся анимешниками.
Приток аниме в городе более чем большой, проблем с его «доставанием» не возникает, так что вообщем, в анимешной тусовке царит некое спокойное равновесие. «Господин зажрамшись» :)
Аморфность тусовки почти абсолютная — сподвигнуть сколь бы то ни было значитильную часть людей, ее составляющих на что–то большее, чем «поменяться аниме» — почти нереально.
Рассуждать о том, откуда каждый из ныне присутствующих в анимешной тусовке узнал про аниме почти бесполезно. У каждого свой путь. Кто–то увидел по телевизору забавные мультики, и, заинтересовавшись, обнаружил аниме. Кто–то, играя в jrpg волей–неволей стал постепенно приближаться к аниме. Кто–то третий, увидав картинку или услышав музыку, заинтересовался и «влился». Путей множество, но почти всегда наблюдается следующая картина — неофит (новообращенный) обнаруживает для себя аниме. Смотрит. Оно ему нравится (если нет, то он просто вне нашего поля зрения). Он смотрит второе. Третье. Параллельно общается с другими анимешниками. Слышит и видит цифры количества дисков. Слышит умные (иногда) мысли со стороны. Видит множество людей, увлеченных тем же самым, что понравилось ему. Видит о чем тут говорят, и как.
II. Приход/расход
Каждый пришедший чуть–чуть меняет всю тусовку. Но тусовка аморфна — прогнулась там, осталась на месте здесь. Слишком сильные воздействия подобны попыткам передвинуть желе острием ножа. Одиночные всплески просто проходят незамеченными. Только постоянное равномерное изменение со стороны множества участников оказывается достаточным, для того, чтобы существенно повлиять на настроения тусовки.
Так или иначе «коллективное бессознательное» или берет свое, и человек постепенно тоже становится анимешником, или, человек уходит, почувствовав себя «не в своей тарелке». Мягкая и ненавязчивая адаптация, никаких директивных правил и полная добровольность.
Как в любом более–менее крупном добровольном образовании людей, есть отток. Это и внешние причины (умер/переехал) и внутренние (охладел, надоело, не сошелся характерами с другими). Отток есть всегда. В обычной ситуации он меньше притока — и тусовка растет.
Нужно отметить еще одну особенность всякого, кто приходил к аниме, и оставался с тусовкой. Это некая «искательность» — обыватель не станет тащиться на вокзал просто потому что его «приколол мультик».
III. Перемены
Постепенная смена «поколений» — естественный процесс. Она дает свежую «кровь» — идеи, мысли. В конце–концов энергичность — тоже больше атрибут новичков.
Появился рынок — и, разумеется, появились постоянные покупатели. Те, кто про «анимэ» знают только то, что это «японские мультики для взрослых», в которых много крови и зауми.
На рынки города в массовом поряке хлынул поток аниме. Не у отдельных, полуподвального вида пиратов — у всех в продаже появилось аниме. Много. Уже около 40 наименований (если не больше). С отличной полиграфией, с переводом на русский язык. Огромными тиражами. Аниме появилось — и заняло свою нишу. Стабильные, пусть и не слишком высокие продажи, однозначо определили — аниме, как ходовому товару — быть. Наравне с софтом, музыкой в mp3.
IV. Последствия
Появилась аудитория. Появились «почитатели». Пусть не всерьез, пусть за «пивом и чипсами», на одном уровне с фильмами, но появились. И их больше, чем анимешников. Много больше. Это закон чисел. Обычных обывателей всегда больше, чем более–менее целеустремленных поклонников.
Какие последствия? Приток новичков сравним с общим количеством анимешников. (не сейчас, но станет таковым чуть позже, когда аниме окончательно закрепится в виде одного из объектов продажи). Они приходят каждый со своим мнением, своими представлениями о том, что такое аниме. (Заметим, мнение это базируется на десятке–другом отсмотренных мувиков). Каждый из них не может никак повлиять на тусовку. Пионер он и есть пионер. Только вот одно но. Их много.
Итак, множетсво людей узнало про аниме. Познакомилось поближе. Среди тех, кому «анимэ» понравилось нашлись те, кто узнал про анимку. Про конференции в фидо, форумы в интернетах. И они пришли. Точнее, только–только начинают появляться.
Есть еще другой вариант. Более–менее разбирающиеся люди в аниме постепенно завязывают с «пионерскими сборами» на анимке, находят себе другое место. Устраивают жесткий стиль модерирования, закрывают форумы для нерегистрированных участников. Отсекают себя от потока пионеров.
И у «старичков» есть два пути. Первый — заняться целеноправленным перевоспитыванием тех, кто приходит — отсевом лишних, объяснением того, что такое аниме. Но. Кто готов этим заняться? И кто готов объяснить не слишком–то жаждущему объяснений пионеру, что такое аниме? И самое главное, чему воспитывать? Ощущения, настрой, общее отношение к аниме — это передающееся на невербальном уровне понятия. И высказать их словами нельзя. Можно что–то сказать, сформулировать, но глубинная суть останется неоткрытой. Передать (пусть частично) эту суть может только окружение. Тусовка.
V. Энтропия
Случай с «обучением новичков» я назвал только как гипотетический. Разумеется, никому это нафиг не надо. Остается только вариант с уходом «в себя».
Энтропия изначально вводилась как один из термодинамических параметров. Но оказалось, что энтропия куда более глубокое и серьезное понятие, чем просто одно из, описывающих состояние вещества.
//Этот раздел мне представляется самым сложным, и самым важным из всех.
Существует правило, по которому всякая замкнутая или частично изолированная система приходит со временем в состояние равновесия, и энтропия системы становится максимальной. Прекращаются всякие потоки движения (существенные), наступает состояние «болота».
Энтропия — мера хаотичности системы. Чем ближе состояние системы к равновесию, тем выше энтропия. Наоборот, у системы с большими перепадами в значениях, энтропия много меньше.
И что же мы имеем в результате? Почти замкнутую систему. Приток новичков (а, следовательно, и новых идей) весьма ограничен, «опытные» анимешники общаются друг с другом, стараясь избегать начинающих, пионеров.
VI. Исход
И вот результат. Сокращающаяся по размерам тусовка, в которой каждый знает каждого. Исчезает аморфность — она не допустима, иначе тусовка растворится в общей массе пионеров. Появляется «сплоченность». Все существенные мысли сказаны, второстепенные не интересны. До какого–то момента, пока размеры тусовки остаются достаточно большими, до того момента, пока связность меньше 100%, тусовка живет. Потом — начинает умирать. Скучно становится.
Новички же, даже не имея возможности увидеть «правильный» путь восприятия аниме идут в массе своей по общему накатанному пути «любителей мультиков».
Из всего этого я вижу лишь один существенный момент, который может сохранить тусовку на плаву. Это любопытство. Юный начинающий анимешник, оказавшись в обществе «закоренелых пионэров», если он действительно анимешник, так или иначе почувствует дискомфорт. И, может быть, найдет путь, услышит то, что нужно услышать.
VII. Надежда
Я не хочу нагнетать панику, мрачную атмосферу, но проблема становится все серьезнее и серьезнее.
Есть шанс. Оценивать какие шансы больше каких, я не могу. У меня нет достаточного количества данных. Но то, что еще через год–полтора пионеры из забавного недоразумения станут все большей и большей проблемой, очевидно даже сейчас.
На самом деле это не так. Для тех, кто–таки не понял, я формулирую основную причину беспокойства: ну передавим мы всех пионеров (или уйдём от них) — а дальше–то что? И вот об этом–то статья.
P.S. Уже после опубликования статьи в конференциях фидо, я обнаружил, что большинство восприняло её как обеспокоенность по поводу избытка пионеров и призыв давить их (этих самых пионеров).
|