Главная страница Жанры Tonari no totoro - anime review В последнее время я в качестве критерия оценки аниме использую слово (и понятие) торкнуло.
Терминология - торкнуло
Состояние это дискретно. Или торкнуло - или нет. Если нет, тогда начинаются всевозможные танцы ах, это решение очень удачно, а вот тут вторичность и заимствование. Вообщем, критический подход. Кто-то хвалит философский сюжет, кому-то персонажи кажутся слишком схематичными.
Сам этот термин довольно любопытен. Происхождение его теряется в наркоманской дали, а значение его я другими словами передать не смогу. Попробую описать хотя бы то состояние, когда аниме торкает.
Момент когда торкает наступает внезапно. Это примерно как с узорными картинками. Сначала мусор, несвязные детали. Какие-то цветные обрывки. И вдруг проступает картинка. Мгновенно. Всякая мелочь, штрихи - их уже нет. На их месте изображение. Куда более полное и ясное, чем все её составляющие по раздельности.
Если же торкнуло... Тут не имеет значения кто у кого что слизал, какие идеи вторичны, какие первичны. Это всё отходит за пределы существенного.
Вообще, на это состояние и завязано моё представление о приватности просмотра аниме. Как можно смотреть аниме с кем-то ещё, с посторонним? Когда торкает - это очень внутренне. Сам не можешь сформулировать, что именно. В какой момент. А когда рядом другой... Человек со своими представлениями, со своими идеями. Которого, возможно, торкнет то, что оставляет совершенно равнодушным меня.
Вообще, восприятие аниме, именно то, которое повергает в состояние восторга, заставляет сопереживать всему и вся - приходит только после того, как аниме торкнуло.
Теперь собственно ещё одно. Чтобы торкнуло, чтобы я мог довериться автору - нужна уверенность в том, что автор не сфальшивит, не предаст. (см. статью по Angelic Layer).
Да, над шутками можно смеяться вместе. Но вот представить себе несколько человек, лет по 20-25, дружно переживающими за успех сражения ангела на ринге Angelic Layer? (особенно когда наперёд очевидно известно, что бой будет успешным). Я себе это представляю с трудом. Или это будет полудурашливое подыгрывание, или просто откровенный фарс.
Первая вещь, которая меня торкнула запредельно - это были книги Крапивина. Это были первые вещи, ощущения от которых остались после закрытия книги. Это была не реальность (реальность и тогда мне казалась безумно скучной). Дуновение Мира Идеального. Мира Платона. То, к чему стремишься всей душой, всем сердцем. Обиды до слез, до горьких слёз несправедливости, обиды за персонажей. Радость за спасение, за освобождение. Тогда я заболел Крапивиным. Читал его взахлёб, прочитал всё что было в городской библиотеке.
Само слово в моем лексиконе появилось недавно. А вот понятие восходит к самому детству. Когда я мог сидя в читальном зале библиотеки по 6-8 часов в день путешествовать, радоваться и переживать вместе с персонажами книг. Тогда, в силу моей неразборчивости и непривередливости я съедал всё. Но и хватало его не на долго.
Ещё немного про то как торкает. Каждая вещь торкает один раз в жизни. Сколько бы я не пересматривал аниме, оно для меня остаётся аниме, а не Аниме. Именно по этому я не люблю смотреть его с кем-то. Сдерживать свои чувства (если я их не сдержу - это будет мягко скажем не адекватная реация) - значит приглушать эмоции от аниме. А второго шанса не будет.
Потом я попробовал отаковать одноклассников его книгами (ах как изящно я сейчас расширил смысл слова отака...). И именно тогда, впервые, я понял, что есть те, кому это нафиг не надо. Кому реальный мир достаточно сытен и удобен, для того, чтобы не обращать внимание на миры красивые.
Мой сосед Тоторо
Tonari no Totoro
У Миядзаки меня более всего всегда восхищала детализация. Мельчашие подробности, на которые никто никогда не заморачивается, ни в фильмах, ни в аниме. Мельчайшие, и в то же самое время очевидные. Их отсутствие ничего не убавляет от фильма/аниме. Зато наличие... От этих мелочей, деталей, вроде бы не нужных подробностей, аниме обретает такую правдоподобность, такую внутреннюю завершенность, что за авторской мыслью, за сюжетом следуешь молча, покорно. Hе рискуя сказать ничего лишнего.
Мда... Вот это уровень. Если бы всё делалось с такой тщательностью, с таким умением и любовью к делу - мы бы жили в мире шедевров.
Вообще, о нём, о его работах писать сложно. Hу как можно критиковать сказки? Как можно начинать рассуждать про аэродинамические свойства ковра самолёта или про количество лошадиных сил в Емели на печи? К ним, к сказкам, просто не применимы подобные мерки. И мерки не только физически-научного порядка, но и остальные. Действия героев предписываются внутренней логикой повествования, а не здравым смыслом или психологией персонажа...
Вроде бы полное отсутствие кавая. Вообще, как класса. Персонажи просто нарисованы, без всякой претензии на абстракцию (те самые большие глаза в две трети харьки - ну чем не абстракция?). Это анимационные фильмы.
|