Главная страница Жанры Sonic x — anime reivew В своё время у меня с SMJ были связаны довольно неприятные воспоминания. Так получилось, что именно в тот момент, когда я дорвался до него, у меня было довольно много проблем. И о, ужас, после весьма неприятного для меня разговора, в качестве успокаивающего я стал досматривать его. Как раз серии с 1 Успокоиться-то я успокоился, но вот ощущения, те самые ощущения от аниме, были безнадёжно испорчены воспоминаниями о том разговоре.
Saber marionette J
Прежде всего. Я не знаю как это объяснить, но далеко не всякие вещи, которые торкают, заставляют сопереживать персонажам. Меня может сколько угодно тащить Gravitation, Kodomo no omocha, FLCL, и иже с ними, но я там не сопереживаю.
Прошло много времени. И сейчас, пересматривая, я обнаружил, что меня торкает. Необычно, не так как всё остальное...
В Saber Marionette J - эти мурашки по коже, это чувство радости, счастья, чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, горя, страдания, страсти, ненависти, преданности и предательства - это всё бьёт наповал.
Подобное состояние у меня было только в отношении Евы. Там, для меня Синдзи был много больше чем просто персонаж, больше чем человек. Я испытывал странное, отрешённо-возвышенное ощущение восприятия чужой жизни сильнее, чем своей. Важнее. Но Ева стоит отдельно. Она - отдельный разговор. И сейчас я не хочу даже затрагивать эту тему.
Запредельная страсть, лёгкая комедия, и эмоции, чистые, не загрязённые бытом, торжествуют.
Слёзы Лайм - это Слёзы. И её, и мои, и всех и вся. Её смех, наивность, открытость, она уводит. Далеко-далеко, от этого мира, в тот МИР, где есть такие, где эмоции - настоящие эмоции. Где любовь, Любовь - это не повод для женитьбы, а смысл жизни, где ради возлюбленного приносят в жерву и себя и Мир.
Тяжко описывать это чувство. Столь резко выраженное оно у меня было только в детстве, когда я читал книги Крапивина.
Где любимому прощают потраченные в никуда деньги, где быт отступает, уходит в тень - это SMJ.
Та самая романтика, что так старательно вытравляется жизнью из души. Та самая вера в Высокие Идеалы, что несовместима с практичностью.
Это оно, то самое. Дружба, честь, любовь. Где эти слова не бледнеют под слоем окиси рационализма, где они имеют смысл, где они - самое главное в жизни.
Понимание реалий этого мира услужливо шепчет на ухо: Чушь, не может быть так. Рационализм указывает на глупости, на несуразности. А душа кричит и поёт от восторга. Эти слёзы, слёзы, когда я плакал с Лайм, они пьянят, уносят от этого заскорузлого мира. Этот смех, это веселье - это свет Счастья, того недостижимого, к которому неосознанно стремился в детстве, и на которое забиваешь во взрослом возрасте. Не надежда на повышение, новую квартиру, семью, детей, а именно она - Вера в Счастье. То, чего нет и не может быть в этом мире.
Впервые я просто не могу найти достаточно слов, чтобы приблизиться к ТОМУ МИРУ.
[ахтунг, спойлер десу]
[спойлер!]
Финал... Финал же вообще, никуда и ни в какие ворота не лезет. Трагедия, горе, рушение того мира, безмерно счастливого и правильного, о котором я писал выше. Предательство самого мира, по отношению к тем, кто доверился ему. Эти слёзы - чистые и горькие, они омывают душу светлой скорбью.
Размышляя чуть более о сюжете, я не могу не сказать - вещь с одной стороны добрая, светлая и чистая. С другой - злая. И правдивая. Судьба тех трёх марионеток, служащих Фаусту - судьба тех, кого обрекли на вечную неразделённую любовь. На презрение и унижение, она зла.
Hо задевает, собака.
Я сам не могу точно передатть, чем именно. Вроде не в первый раз, вроде уже что-то подобное было. Казалось бы, ну чего тут восхищаться, страдать, мучиться.
Sonic X
Ставший культовым, порождение больной фантазии обкурившегося Скверного Ениха, герой детских психоделических аркад сердины 80ых, начала 90ых. Иными словами, SONIC the .
Ёжик. Синего цвета. Длиною в метр. Говорящий. Бьющий звуковой барьер.
С появлением более-менее шустрых игровых приставок, у которых счёт памяти не шёл на байты, в Сонике появился сюжет. Методом «повторного использования кода», сюжет, из примитивных «собери кольца — побей босса в финале» начал со скрипом, но появляться. В Soniс Adventures он уже был. Пожалуй, был на уровне, не хуже остальных современных аркад.
Говорить про сюжет, про характеры персонажей в аркадах восьмибитных времён особо нечего. Их там нет.
Sonic X — явное кодомо-аниме, с примерным возрастом зрителей до 12-13 лет. Нет явно выраженной проблематики, нет серьёзности в сюжете. С учётом чуток стилизованных под гайдзинов дизайнов, с учётом того, что большая часть сюжета развивается в США, во время просмотра несколько раз возниклало сильное и неприятное ощущение «фокскидсшины». В немалой степени усилиями г-на Яйкина.
И вот, эта линейка аркад легла в основу аниме. 52 эпизода про говорящего йожыка.
Глупые сюжетные повороты с самого начала понятным результатом, надуманные проблемы, сюсюкание. Впечатление, что зрителя держат за идиота, ожидая, что он на «ура» воспримет что угодно.
Но всего этого «сугой» хватает на эти самые два эпизода. Потом надоедает. Некуда развиваться, некуда стремиться. Все последующие приключения, третий, четвёртый, пятый, ..., десятый эпизоды, все они построенны по простому, глупому принципу покемонов: catch'em all. Собери их всех (изумруды хаоса) раньше Эггмана. С учётом что никаких проблем для супергероя задача не составляет, интерес серии вызывают соответствующие.
Сам Соник, как персонаж, примитивен. Супергерой, который всегда побеждает, спасает друзей, который любит бездельничать и никому не подчиняется. Из такой диспозиции невозможно развить, раскрыть психологию героя, нельзя заставить сочувствовать. Можно только показать, какой он крутой, какой он безмерно крутой. Что с лёгкостью и сделано в первых двух сериях. Да, Соник крут. Как говорят в трейлере к сериалу: «Смато, спиди, сталишу, куулу хиро, сугой яцу».
Нан тэ нэ (с) Соник.
Нет даже атмосферы, которой можно было бы проникнуться и тихо балдеть у монитора, как кот на форточке. Кодомо. Наверное, в меру интересное соответствующему возрасту, вполне выполняющее свои задачи по раскрутке и дальнейшей популяризации такого сверхуспешного бренда, как .
Я балансирую на грани спойлера. С одной стороны, нужно (душа требует) рассказать, про то, как, каким образом сумели построить картину, убедительную и живую из совершеннейшего праха. С другой стороны, перескажи я хоть чуть то, к чему постепенно, неторопливо приближается история - и она потеряет часть своей силы. Даже сам факт, что я о нём говорю, лишает его той яркости и внезапности, которой он стал для меня.
Авторы совершили чудо. Истиное Анимешное Чудо. Сумели из абсолютно неинтересной, тривиальной, банальной ситуации создать шедевр. Sonic X действительно шедевр в своей области. Сумели ярко, сильно, ошеломляюще раскрыть души (да что там раскрыть, создать, фактически, из пустоты), сумели так цельно привести к финалу, сделать финал такой силы, что я было дёрнулся сесть пересматривать весь сериал с начала.
Часть два
Наверное, потому, на этом я завершу первую половину. Вторая, там где разбирается композиция и персонажи Sonic X будет со спойлерами. И, пожалуйста, ради всего кавайного на этом свете, не стоит читать его до просмотра.
На всякий случай, ещё раз предупреждаю. Спойлер. Совсем спойлер.
Соник. Помимо всего того, что о нём было сказано ранее (какоиши, стайлиши...), роль Соника в сериале довольно интересная. С одной стороны, он ни в кой мере не ровестник-приятель Крису (о нём чуть ниже), но он и не взрослый. Сонику 15 лет. Для Криса, которому 12, Соник выступает в роли старшего брата. Независимого, весьма своевольного. Но всегда приходящего на помощь, спасающего в беде, утешающего в горе. Надёжного, как скала. Он никогда не унывает (ну, кроме моментов, когда рядом много воды или Эмми с молотком). С ним хорошо и спокойно.
Для того, чтобы понять, почему финал Sonic X производит такое сильное впечатление, надо внимательно рассмотреть главных героев сериала, на их развитие.
Крис. «о-боччама». Единственный сын сверхбогатых родителей. Отец — «владелец заводов, газет, пароходов, банкир и купец». Мать — звезда Голливуда. Довольно каноническая ситуация, одинокий грустный сын, который почти всегда один, пока родители где-то там, далеко. И хотя рядом есть приветливые слуги, отчаянно не хватает родительского тепла. Но, есть друзья, есть дедушка. И, жить можно.
Тейлз, только-только осознавший себя мальчишка, 8 лет. Лисёнок, точнее, кьюби, (9-ти хвостая лиcица, персонаж японских мифов, такой в Наруто, например, присутствует, и в Yami to Boushi to Hon no Tabibito, и в Inuyasha).
Наклз. Наивный парень, хоть и на год старше Соника, но верит практически всему. Как олицетворение «взрослеющего мальчика», весьма нервно относится к малейшим упоминаниям об ЭТОМ.
Роудж — единственное разумное и взрослое создание в их компании. Хотя официально ей 18 лет, но она смело лет на 25 потянет.
Крими — 6ти-летняя наивная девочка.
Остальные персонажи, включая Бига, друзей Криса, его родителей и дедушку, слуг и родственников являются декоративными, служат лишь для создания разнообразия. Об Эггмане и Шадоу мы поговорим чуть позже. Они почти не раскрываются как личности, хотя оказывают существенное влияние на остальных персонажей.
Эмми — 12 лет, тоже йожик, но розовый, а не голубой. В смысле, девочка. Злостно гоняется за Соником с целью «закадрить».
Для начала рассмотрим разворачивающуюся драму Криса (и Соника).
Соник принёс в одинокую жизнь Криса сверкающий всеми цветами радуги, интересный, яркий, стремительный мир. Авантюры и приключения, веселье и задор. Соник, а вместе с ним Тейлз, Эмми, Крими и даже Эггман со своими роботами, вместе они создали в семье нормального американского ребёнка нездоровую атмосферу анимешной комедии. :)
Крис, одинокий мальчишка, страстно желающий найти друзей. И хотя есть школа и одноклассники, Крис хочет большего. Не просто однокашника. Брата. Старшего брата. Именно им и стал для Криса Соник.
Соник, как персонаж, не меняется на протяжении всех серий. Он стабилен и предсказуем. Даже всевозможные глобальные катастрофы, всего лишь повод для появления пары новых спешалов, не более. Соник, можно сказать, ось сериала. Изменения, происходящие с другими персонажами особенно видны на фоне неизменного Соника. Сам по себе, он, конечно, проявляет эмоции. Но все они описываются простейшим конечным автоматом: друг в беде — спаси. Эггман на горизонте — победи. Кто-то бысто бежит ли, едет — обгони.
Всё идёт к финальной драме. Расставание со сказкой. Все персонажи, кроме Криса, следуют традиционному для подобных вещей порядку. Светлая грусть, понимание: «так надо». Только для Криса грусть не светлая. Потому что расстаётся он не со сказочными зверьками, не с детством. (Изначально, расставание с сказкой — символ взросления). Для него это потеря Старшего Брата. Потеря единственного человека (ёжика), с которым установилась эмоциональная связь. Потеря окончательная и бесповоротная. Отсюда бегство. Отсюда — фактически, бунт против судьбы, отбирающей свой дар.
Крис же меняется. Вначале, встретив Соника и преодолев первые десять-двадцать каверз Эггмана, он оттаивает душой. Раскрывается всем сердцем к Сонику. Глупая с сюжетной точки зрения, но очень важная для Криса серия с «луннным затмением», и вопросом, кому надо доверять — здравому смыслу или Сонику, как раз показывает это в полный рост. В переодически нарастающих драматических моментах (Второе Вселенское Собрание Изумрудов Хаоса), восстание Chaos'а, диалог с Shadow, отношение к Сонику выкристаллизовывается, формулируется. Мысль, нехитрая, но скрывающая за собою пласт психологической драмы: «Я хочу быть с Соником. Не смотря ни на что.» Не будь этих драматичных моментов, финальная сцена не имела бы под собою твёрдого основания не было бы глубины в словах и действиях Криса.
Медитативность последних серий, вместе с психологической напряжённостью создают странное ощущение. Сериал будто взрослеет. Вместо чуток показушного, в словах, в гипертрофированных стереотипных реакциях, объяснения каждой эмоции (специфика кодомо-сериала) даётся возможность зрителю самому понять, прочувствовать. Недосказанность и молчание. Вопросы, в ответ на вопросы. Сомнение, поиск. Внезапно, уровень раскрытия мыслей, устремлений, переживаний поднялся на совершенно иной уровень.
Удивительный случай, когда в полной мере воспользовались длительностью сериала, воспользовались запасом медленно накапливающихся эмоций, привычностью героя для зрителя. Один единственный штрих — и образ, до сего момента плоский, лишённый психологичности, возникает в мгновение ока.
Сторона Соника в драме и проще, и сложнее. «Мы в ответе за тех, кого приручили», как бы иронично это не звучало в отношении ёжика, приручившего человека. Соник — старший. И со своею «лёгкой и беззаботной жизнью», не особо задумываясь, вторгнувшись в жизнь Криса, он уходит, наверное, так же беззаботно. Наверное. Потому, в последних сериях, был один единственный раз, когда Соник чуть-чуть отошёл от своего обычного образа супергероя, один единственный раз, когда проявил человеческие эмоции, один единственный раз, перед расставанием. Одна слеза. Раскрывающая душу, скрытую до сего момента от зрителя. Cлеза, взрывающая монолит души супергероя, одна единственная слеза. Это апофеоз, кульминация, невероятной силы момент, глубоко задевающий за душу.
Все остальные персонажи раскрыты много слабее, чем Крис и Соник. Довольно простая линия Тейлза, который, наконец-таки начинает ощущать не «Soniku issyoni» (вместе с Соником), не мальчиком на побегушках у супергероя (Главный Подаватель Кольца Для Сокрушения Негодяев), а самостоятельной личностью. Сказать честно, линия Тейлза ярче раскрыта в Sonic Adventures (в игре).
Наклз и Рудж удивительная парочка в кодомо-аниме такого уровня. Рудж, как вполне взрослая (и несколько развратная) девица, постоянно (во второй половине сериала) подкалывает Наклза (16 лет), намекая ему на всякие интересные методы досуга между взрослыми людьми. (Тем страннее выглядит тот поцелуй, который она отпустила 8ми-летнему Тейлзу :)
Эмми, 12-ти летняя девчонка влюблённая в 15-ти летнего мальчишку. Какая знакомая до боли картинка. Каждое второе сёзде так или иначе эту детскую влюблённость рассматривает. Вместе с ужасающим молотком, Эмми становится настоящей головной болью для Соника. Постепенно детское «надо влюбиться» переходит в настоящее чувство. Вместе с тем, теряя внешнюю показушность (вначале, Эмми, скорее была не влюблена в Соника, а показывала всем, что влюблена), обретает внутреннюю составляющую. Для кодомо аниме весьма неплохо, но, увы, до «взрослых» драм не дотягивает.
Шадоу, единственный трагичный персонаж в сериале. К сожалению, его второстепенность и мимолётность лишают и его поступок, и его слова основательности и убедительности, скорее показывая типаж, чем настоящего персонажа. Жизнь, потраченная во имя мести, и жизнь отданная для спасения тех, кому мстил. Мне откровенно жалко, что линия его так и осталась второстепенной линией. Наверное, можно было раскрыть её существенно ярче. Впрочем, не слишком ли я требую от мультфильма для мальчиков 10-12 лет?
Линия Крими, скорее фэнсервис для любителей драматичных моментов, чем серьёзное раскрытие персонажа. Первое в жизни предательство со стороны друга, обида, горе, они выглядят не слишком убедительно.
Но... То ли автором надоело делать бездарность, то ли вместе с растущей популярностью сериала пришли на подмогу дополнительные силы, и начиная с какого-то момента, Эггман становится чуть ли не живым воплощением «наивного постмодерна». Откровенное зубоскальство относительно своей роли в сериале, комментарии о тайминге, о том, кто должен быть главным героем сериала.
И, вот, на закуску, последний главный герой сериала. Доктор Яйкин (перевод Eggman как Яйкин не моя идея. Привет русифекаторам игрушки :). Безусловно, тянущий сериал вниз своею глупостью, картинностью, глупостью шуток. Откровенно шаблонный персонаж, «безумный профессор», маньяк и злодей, стремящийся к владению миром. Первую половину сериала он вызывает что-то на уровне рвотного рефлекса и желание прибить окошко плеера. Картинное злодействование, глупая напыщенность, откровенно напоминает злодеев из диснеевских сериалов.
В финале, в драме Криса, Эггман внезапно раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Не придурошный злодей из дурной комедии. Взрослый, умудрёный жизнью стоик. К которому внезапно прибежал мальчишка за помощью. Роль абсолютно противоречащая его амплуа до сих пор.
Sonic X ярчайший пример того, как НАДО делать детские мультифильмы. Оставаясь в каждый момент времени в пределах ясных и понятных для ребёнка, не содержа в себе сложных намёков для взрослых, сериал демонстрирует удивительную глубину, динамику развития, постепенно проявляющийся психологизм, яркость эмоций.
Последняя же серия, вообще, переворачивает все отношения между персонажами, расстановку «хороший-плохой». Спасение Тейлза, радостная улыбка... Даже не знаю, что сказать, но безусловно, последние серии, лучшие в сериале.
|