Главная страница Жанры Samurai champloo — anime review
Saishuu Heiki Kanojo (SaiKano)
Красивая музыка, мягкие, пастельные дизайны. Вроде тех, которые были в Mahou Tsukai ni Taisetsuna koto. Ощущение умиротворённости и юности.
Saikano. Школьная love-story. Немного грустная, но удивительно жизнерадостная. Давно я не видел такого. Робкие, нежные эмоции. Ощущение мягкости, чистоты. Робкая, немного медлительная и слабая она. Немного нескладный и сомневающийся в себе он. И ещё одна девочка, которая его любит. Но боится сказать. И молча смотрит со стороны.
И вдруг... The last love song on this little planet. Как удар, как взрыв бомбы, которые тысячами валятся с небес.
Просто обычная школьная история.
Такое простое слово «люблю». На фоне трупов, смерти, горя. Нежные чувства, как одуванчик, выросший на противопехотной мине. Чуть тронь — и улетят нежные белые пушинки. Разлетятся по сторонам вместе с плотью и костями.
Война.
В Saikano даже не говорится о том, кто, с кем, ради чего, собственно, воюет.
Saishuu Heiki Kanojo, в той части, где говорят о чувствах — гениален. Есть ли более сильный метод сделать антивоенную вещь, чем показать любовь под бомбами? Вначале, от всего происходящего просто замирает душа. Страшно. В такие моменты понимаешь, что такое война. Не бравурные марши, муштра и победы. Война — это когда с неба падают бомбы, когда каждый день — последний. Последний не у солдата, который привык умирать, а у простого мирного жителя. Школьника. Учителя. Те, кто пытается до последнего сохранить свой старый, привычный мир.
Это и не важно. Когда война уже началась, не важно из-за чего, ради чего. Потому что нет такой цели, которая бы оправдала войну.
Saikano оставляет после себя волну мурашек, пробегающих по спине.
Потом пришёл финал. Хороший или плохой — сложно сказать. Понравился или нет — тоже. Но финал, безусловно сильный, ярко и чётко завершающий мысль, звучащую в сериале.
И ещё одна нота, пронзительно прозвучавшая в Saikano. Она редко появляется в фильмах и книгах про войну. А если и появляется, то лишь как мимолётное событие, переживания новичка. Простая и страшная мысль: «Ведь война - это не только когда убивают. Война, это когда УБИВАЕШЬ. Ты готов убивать?». Вопрос, заданный рвущемуся защищать отчизну мальчишке.
Почему-то ни Hotaru no Haka, ни Hadashi no Gen не производили такого впечатления. Вроде, тоже антивоенные произведения, тоже мирная жизнь, разрушенная войной. Наверное, потому что они оба (и Hotaru no Haka, и Hadashi no Gen) целиком о войне и о том, какая она плохая. В отличии от Saishuu Heiki Kanojo. Если переживания персонажей, их действия и судьбы в перывх двух были лишь фоном к главному герою всего происходящего — войне, то в Saikano война — фон для отношений главных героев.
Хотелось сказать ещё о прочем (о том, что армию лучше в аниме не показывать, о прочих ляпах и недостатках). Но не буду. Потому что это всё мелочи. По сравнению с тем, о чём и КАК говорят.
Пожалуй, наверное, это и есть главная мысль Saikano. Как можно защищать, убивая?
Samurai Champloo
Это, на самом деле, неправильно - оценивать произведение в сравнении. Но от желания сказать «а в Бибопе это было лучше» никуда не уйти.
В основе Samurai Champloo и Cowboy Bebop лежит одна и та же идея — визуально-сюжетная импровизация на музыкальную тему. Ковбой Бибоп стал шедевральной блюзовой импровизацией. Посему от того же режисёра (Синитиро Ватанабэ) новая работа, построенная по тому же принципу, но с другим музыкальным жанром, вольно или невольно будет оцениваться в сравнении с предшественником.
Хотя уходить надо, потому что если Cowboy Bebop был пронизан грустными интонациями блюза, то Samurai Champloo в лучшей своей части категорически вздорен, агрессивен, дёрган, пронизан эпатажем и атмосферой бунтарства. Как и положено соответствуещему музыкальному жанру.
Подобно Cowboy Bebop, сериал построен на независимых историях, объединяемых второстепенным сюжетом, проявляющимся достаточно редко. Однако одно из достоинств Бибопа, это отсутствие бесконечного путешествия. Бибоп почти статичен, развитие сюжета происходит на втором плане. Samurai Champloo, увы, классическая анимешная адвенча. Собрались три героя — и отправились в путь на 26 эпизодов (а если дадут денег дальше, то и на 52, и на 75, и на все 100+). Попытка замаскировать цикличность, увы, смотрится хуже, чем честное её декларирование. Cюжет слишком выдвигают на передний план, интригуют зрителя, постепенно увеличивают серьёзность, наращивают драматизм.
Разворачивающийся в японском средневековье сериал принципиально современен. Современная музыка, язык героев, насыщенный джаплишем и послевоенными гайраго. Поведение и обстановка переодически забывающая об архаике и обращающаяся к современности. На контрасте между эпохой сериала и эпохой зрителя строится весь постмодернистский юмор сериала, временные артефакты служат объектом шуток и гротеска. Бейсбол, граффити, телепрограммы, рэперские банды самураев.... Зритель ближе к автору, чем к героям сериала, получается, что автор и зритель по одну сторону экрана, а герои сериала - по другую.
И обманывают. Увы, беспардонным образом обманывают, не дав ни серьёзности, ни оригинальности. К моменту, когда забывают о шутках, и начинают говорить языком не постмодерна, а реализма, нет вещей, о которых можно говорить всерьёз. Исчезает постмодерн — и картонные куклы, до этого наполненные духом многосмысленности и аллегорий, безвольно падают на помост, отказываясь играть драму.
Муген. Один из трёх главных героев. Вобрав в себя образы, лелемые в рэпе, нижнем брейк-бите, капаэро, образы из сёнен-адвенч, он является почти архетипом вздорного, неграмотного, злого персонажа, любителя выпивки, женщин и драк, который лишь мановением режисёрской палочки оказывается «немножно добрым».
Персонажи не получились. Совсем не получились. Получились лишь типажи, вполне пригодные для шуток, для юмора, для красивой драки. Но совершенно не пригодные для сопереживания, для существования.
Джин — иной архетип из сёнен-аниме. Тот, кто идёт по пути Самурая. Все идеалы бусидо, сдержанность, умеренность, молчаливость, собранность. Готовность расстаться с жизнью в любой момент времени, почтение к старшим, уважение к противнику. Наверное, это лучший персонаж всего сериала, ибо молчаливое умение всегда вызывает уважение. Но как личность, увы, он почти не показывается, а то, что про него говорят, пытаясь объяснить его судьбу — лишь портит образ, лишает его загадочности.
Драматическая составляющая сериала, вероятнее всего, планировалась развиваться в классическом анимешном ключе, когда комедия, в весёлой и непринуждённой обстановке познакомив с героями, дав зрителю привыкнуть сжиться с ними, сворачивает к драматическому повороту. Это старый испытанный приём, особо любимый в девяностые годы, бывший одно время чуть ли не визитной карточкой японской анимации (SMJ, Slayers, Fushigi Yuugi, Trigan...). Но для подобного развития сюжета требуется тщательнейшая проработка героев. Они должны стать близки, понятны, их желания, устремления, их обиды и огорчения, через весь комедийный запал должны становиться всё ближе и ближе зрителю. Собственно, Cowboy Bebop тоже делал так же, отличаясь от остальных сериалов лишь грустным вниманием к трагичным судьбам второстепенных героев даже в самые комедийные моменты.
Собственно, всё. Третий главный герой, точнее героиня, лишена какого-либо архетипизма, лишена нормальной личности, лишена исторического (или псевдо-исторического) контекста. Просто ниточка, по которой растёт скучный сюжет.
В Samurai Champloo не смогли сделать персонажей, которым бы можно было поверить, которые бы дейтсвительно могли затронуть душу. Слишком сильным был дух «я и режисёр по эту сторону экрана, а они — там». Блестящий юмор лишь шутил, никак не сближая с героями, а драма, навалившаяся вместо юмора ближе к финалу, в своей неоригианальности, нелогичности, глупости не принесла ничего взамен.
Даже небольшие драматические вставки в середине сериала дают больший эффект, чем классически-глупый анимешный финал. Пара историй в середине сериала вполне достойна Бибопа, и звучит лучше под блюз, нежели под рэп, потому с самим духом сериала согласуется мало.
Само настроение сериала, фактически, передаётся всего в нескольких сериях. Передаётся великолепно, эти несколько серий действительно раскрывают идею «чамплу», дают сериалу право на жизнь. Серии, в которых постмодерн льётся обильными потоками, искажая в угоду стильности историю, характеры, образы. Безусловно такие серии лишены смысла, но наполнены атмосферой.
|