Главная страница Жанры Peace maker kurogane — anime review ![]()
Planetes
Полный беспредел. Разумеется, ещё давным-давно было известно, что с Doulby-что-то-там смотреть прикольнее, нежели в тишине. И скоростные манёвры «смесь полёта истребителя и прыжков ниндзя» смотрятся куда эффектнее, чем расчёт траектории движения.
Практически все художественные произведения (фильмы/аниме), в которых фигурирует космос, страдают одной нехорошей болезнью. В них совсем нет правды. Космические взрывы бабахают так, что звенит в ушах, корабли (мехи), у которых прекращают работать двигатели, постепенно останавливаются, стремительно летящие могут поворачивать чуть ли не под острым углом. О такой вещи, как траектория полёта вспоминают, дай боже, лишь в каждом пятом произведении.
Именно потому «всего лишь» следование законам физики в Planetes воспринимается почти как чудо, как гимн разуму и свету знаний. Да! В космосе звуки не распространяются. Да! Тело, равнодействующая сил на которое равна нулю, двигается равномерно-прямолинейно, а не тормозит как машина с остановленным двигателем. Да! В невесомости сложно и опасно курить, пить надо только через трубочку со смачиванием стенок, а туалет... (ладно, не будем об этом).
Но всякая эффектность очень быстро приедается. И очередной раз звучащий взрыв космического корабля лишь вызывает затаённую скуку. Потому, что это УЖЕ не эффектно. И это неправда. И это не оригинально. Это никак. Обычная второсортная декорация.
Это сделали. Аниме, в котором с максимально возможным правдоподобием воссоздали физику. Не какую-то там особую физику космоса. Просто воссоздали законы физики. Паскаля, Ньютона. Те самые, что изучаются в средней школе.
Разумеется, есть масса физических ляпов. Но это именно ляпы, недосмотр сценаристов и аниматоров, а не глобальное махание рукой на физику. И именно потому, что можно указать на ляпы, можно признать — есть к ЧЕМУ можно придраться. Отдельные дырки в заборе, а не две палки в поле.
И получилось просто до изумительного хорошо. Отдельные мелочи, отличающие быт космический от быта привычного, сами по себе ничего не значащие, вместе создают атмосферу правдоподобности. Ту самую атмосферу, которой так не хватает в большинстве фантастических произведений (особенно в фильмах, аниме, в общем, во всём, где что-то двигается на экране).
Вместе с реалистичностью физики, в Planetes и социальные, и политические, и просто человеческие отношения сделаны на удивление достоверно. Фактически, Planetes сейчас, в XXI веке, делает то, что делала научная фантастика в середине прошлого. Пытается предугадать, каким будет оно, будущее. Его светлые и тёмные стороны. Держась в стороне от утопий и антиутопий, без истеричности и маниловщины.
Проблемы не уходят, они обретают новую форму. Терроризм, проблема «золотого миллиарда», диктующего свою волю остальному человечеству — всё это есть. Пожалуй, ещё одно достоинство «Планеты странников» в том, что, говоря даже о такой ажиотажной теме, как терроризм, они остаются предельно реалистичными. Вместо столь любимых голливудом и СМИ образов «бездушных убийц детей и невинных людей» террористы — люди. Пытающиеся защитить свои неотъемлемые права ценою и своей и чужих жизней (помнится мне чьё-то высказывание: «неотъемлемые права человека это те, при попытке отнять которые, народ выходит на баррикады»). Осуществить злым и жестоким методом. Становясь при этом безусловными преступниками. Становясь социальной проблемой, с которой нужно бороться всеми средствами. Становятся олицетворением зла. Но, при этом всё же несущими за собою правду. Диалектика...
Великолепно показаны люди. Сомнения, поиск себя и своей роли. Ощущение от сериала меняется вместе с переживаниями главных героев. От средней руки розово-пушистой космооперы, до мизантропического «колеблющегося подтолкни».
В Planetes, помимо фантастической составляющей есть ещё одна. Эмоциональная. Будь это просто футуроспектива, пусть и разумный, но взгляд лишь на технику будущего, что-то, подобное книгам Артура Кларка, Planetes не вызвало бы такого восторга. Максимум — интерес и любопытство.
Именно через этот, противоречивый, но правдивый фон, в Planetes растёт надежда. Не утопическое «всё будет хорошо», а именно надежда. Пусть, через беды, пусть через войны, через подозрительность и ненависть, но разум всё же идёт вперёд. Из Рима, пусть руками варваров, но всё же идёт в Париж. Из Лондона, пусть руками работорговцев и пиратов, к Нью-Йорку. Пусть руками зэков, но на орбиту Земли. Пусть руками военных, но на Луну.
Космос — символ человеческого могущества, символ силы разума. Но человек приносит с собою всё, что свойственно человеку. И сияние чистого разума, наивные и открытые эмоции, и политику, дрязги, войны, интриги. Человек всюду остаётся человеком. Создающим Венеру Милосскую и обламывающим ей руки. Строящим Александрийскую библиотеку и её сжигающим. Создающим города и уничтожающим их нажатием кнопки. Рождающим жизнь и её уничтожающим. Человек всюду остаётся человеком. Даже в космосе.
Я ожидал adventure. Что-то вроде Rave, Shaman King. Ну или самурайский боевик. A-la Кеншина в идеале. Samurai Deep Kyo как самый плохой вариант. Самое главное, чтобы было приключение. Что-то такое, что смотрелось бы без отрыва, на едином дыхании.
Peace Maker Kurogane
Одна из особенностей Peace Maker Kurogane — отсутствие идеи. Нет, не правильно сказал. Отсутствие ИДЕИ. Обычно в таком аниме (самураи, юный мальчишка, рвущийся в бой) обязательно есть некая идея, которую пытаются доказать, донести до зрителя практически весь сериал, и которая является источником душевных сил для главного героя в финальном бое, средством обращать противников в друзей.
Peace Maker Kurogane не такой. Совсем не такой. В нём вообще нет приключений. Нет нарастающих скиллов, боевых навыков. Нет Главного Путешествия Героя к Главной Цели. Нет смертельного противостояния. И даже толком нет главного врага и главного героя (в смысле jRPG'шного аниме).
Зарисовка из жизни. Жизни shinsengumi. Самураев. Честная зарисовка. Порою, даже слишком честная. В какой-то момент появляется ощущение, что «один другого не лучше». И хорошие, и плохие одинаково рубят, режут. Отнимают жизни, пытают. Используют женщин для шпионажа и диверсий.
В Peace Maker Kurogane такого нет. И даже нет вполне ожидаемой от названия идеи «давайте жить дружно». И даже (что меня сперва совершенно сбило с толку), столь очевидная из происходящего, идея отомстить убийце родителей, оказывается вовсе не доминирующей.
Кавайнейшие дизайны, великолепные сценки быта, иногда появляющееся SD, очаровательная в свой хамливости и наглости ручная свинья, шутки, робкая юношеская любовь, дружеская забота. Отрубленные руки, пробитые головы, растоптанные трупы, пытки, кровь. Кровь... Много крови. Жуткое сочетание. Задиристый и юный мальчишка. Чуть слишком самоуверенный, но дружелюбный и весёлый. Старающися подражать взрослым, неугомонный, задорный. И смерть. Вокруг и рядом. Тянущая свои руки к загнанному в угол ребёнку. Сломавшаяся психика, истерика и паника. Полукоматическое состояние смертельного испуга. Отрубленная голова любимого человека в руках.
Получилось зло.
Наверное, именно отсутствие идеи и стало ключевым моментом. Когда зритель знает, что сейчас персонажу сделают психологическое «бо-бо» (ну, маму-папу зарежут, сестру изнасилуют, в тапочки кошачьих какашек накидают), а потом персонаж пойдёт к сенсею, выучит суперудар и в течении финальных 10-20 эпизодов набъёт морду негодяю, это одно. Классическая завязка долгого и интересного сюжета.
От такого мурашки по коже.
И в то же самое время не появляется ощущения «кровяка просто так». Это не Тарантино, которому лишь бы найти очередной метод взрезания кишок. Это не дешёвая прогайдзинская поделка вроде Blood.
Когда же такой беспредел творится «просто так», это совсем другое. Без цели, без смысла. Без идеи. Просто так получилось, такова жизнь. Страшно.
Получилось зло. Очень зло.
Peace Maker Kurogane остаётся традиционным аниме. Кровь не имеет смысла сама по себе. Имеют смысл эмоции, которые стоят за кровью. Эти эмоции проявились в полную силу.
|
![]() |