Главная страница  Жанры 

– за что я не люблю реализм

Вопрос совершенно необъятный. Референсное (образцово–показательное) определение звучит так: Аниме — мультипликация, созданная в Японии и для показа (преимущественно) японской аудитории.

 

Что такое аниме?

 

Собственно, о различиях между «сферической анимацией в вакууме» и аниме.

 

Определение довольно точное. Хочу обратить внимание, именно японская целевая аудитория во многом определяет специфику аниме, то, чем оно отличается от всякой прочей анимации.

 

Большей частью, всё то, о чём будет написано ниже, становится возможным именно потому, что долгое (неторопливое!) повестовование даёт возможность ощутить атмосферу, понять и принять идеи.

 

Во–первых, основное и главное — это длительность. (О мувишках и овашках чуть позже). Формат сериала является ключевым для аниме. Длинное повествование, насыщенное подробностями, второстепенными деталями, побочными сюжетными линиями. Это основное. Ни одна анимационная школа в мире не сумела довести анимацию с уровня рассказов до уровня романов (в книжной терминологии).

 

Третья особенность. Это, разумеется, сейю (актёры, озвучивающие персонажей). Вообще, о школе японской озвучки следует писать много и только хорошее. Это самая сильная школа озвучки, существовавшая когда–либо. Именно как школа. Были удачные и хорошие голоса во всякой анимации, во всякое время. Но вот так вот, чтобы в поставленном на поток процессе, почти каждая вещь была на таком высоком уровне, это почти нонсенс и нарушение эмпирического правила «чем больше количество, тем ниже качество». Сейю придают вообщем–то не слишком хорошо прорисованным персонажам индивидуальность, дают каждому из героев свой характер, дают произносимым ими словам силу и эмоциональную убедительность.

 

Другой чертой аниме, разумеется является атмосфера. Это не эксклюзивное свойсто аниме. Каждый второй мультфильм в мире претендует на свою атмосферу. Но, обычно, она задаётся или шаблонным стереотипом (раз на экране Дед Мороз, значит праздничная атмосфера, если пират — приключенческая) или буквально несколькими штрихами. Оно и понятно. Уложиться в несколько минут, отведенных на короткий мультфильм (даже полтора–два часа для мувика) для передачи атмосферы с помощью нюансов, намёков — это слишком большая роскошь. В аниме, где количество серий колеблется от 12-13 (очень маленькая ТВ) до 26-96 (средняя продолжительность) и, порою, переваливает за 1000 (это экзотика), сам бог велел часть этого времени потратить на тщательную прорисовку атмосферы.

 

Четвертая особенность. Конвеерность. Сериал на то и сериал. Производство сериалов должно быть массовым. Иначе это уже не сериалы. Традиционно, мысль о массовом, серийном производстве художественных произведений вызывает мысль о третьесортной штамповке, о халтуре и принципе «всё схапают». Для Японии это не так. Перевод изделия на серийные рельсы (будь то вещь или художественное произведение) не означает его ухудшения (вспомним, пресловутую японскую технику), а лишь появление «отточенности». Когда одно за другим изделие, становится одно лучше другого.

 

Именно передача эмоций — вот конёк аниме. Вся гамма чувств. От мягкого и сонного характера «тормознутой девочки»(Azumaga Daioh) до ярости и ненависти. От робкого первого, только зарождающегося, чувства любви до страстного и убедительного признания.

 

Все эти особенности вместе и формируют специфичное явление — аниме. Японскую анимацию.

 

Пятая. Жёсткая целевая аудитория. Аниме всегда создаётся с чётким представлением, кому ЭТО понравится. Девочкам в возрасте от 8 до 12? Мальчикам в возрасте от 13 до 18? Детям в возрасте от 4 до 7? Аниме делается на конкретную аудиторию, так, что ради «ублажения» целевой аудитории можно принести в жертву все остальные. И пусть мальчишки плюются от «мыльного дождя», пусть. Зато девочкам — целевой аудитории, это понравится.

 

Для начала, о типах аниме.

 

Я обещался ещё сказать о муви и ОВА.

 

Это:

 

Аниме делится на три больших группы по типу первоначального показа (заметим, первоначального. Потом всё равно все успешные вещи появляются на ДВД).

 

ОВА — (вообще–то в оригинале OAV — Original Animated Video) — нечто, созданное для продажи на кассетах/ДВД/etc, т.е. для «домашнего просмотра». Обычно состоят из 4 или 6 эпизодов по 36 минут. Опять же, никаких строгих правил. Спокойно может быть ОВА на 15 минут и один эпизод или же 13 серий по пол–часа, или вообще, одна бооольшая серия на часа полтора. ОВА обычно бывают двух типов. «До» и «после». «До» — означает, что, не будучи уверенными в успехе показа по телевидению, экранизацию манги (или вообще, чей–то проект «с нуля») — выпускают на ДВД. И если он оказывается успешным, тогда делают ТВ. «После» — означает, что на волне успеха ТВ, авторы решили выпустить ещё что–то, но на ещё один сезон это не тянет. Обычно графика в ОВА весьма и весьма хороша, хотя не дотягивает по уровню до муви.

 

ТВ — телевизионные серии. Показываются раз в неделю, имеют длительность серии 5 или 24 минуты. Мера измерения ТВ — сезон. Сезон (обычно) - это 26 эпизодов, хотя довольно часто их число сокращают до 1 Конечно, бывают и отклонения — как в меньшую, так и в большую сторону. Некоторые аниме могут состоять из нескольких сезонов. Обычно от сезона к сезону меняется опенинг/эндинг, хотя, опять же, не обязательно. Сезоны могут быть как плавно перетекающими друг в друга, так и совсем различающимися.

 

Теперь о более существенном различии ОВА/ТВ/Муви.

 

Муви — от английского movie, соотвественно, кинофильм, изначально предназначающийся для показа в кинотеатрах. Так же как и ОВА, муви бывает «до» и «после». Муви обычно длительностью от 40 минут до нескольких часов, и по формату соответствует обычному фильму. Хотя мне встречалось и курьезное. «Мувишка» Azumanga Daioh всего 5 минут длиной -_-. Обычно в муви самая качественная графика (опять же, не без исключений), довольно большие бюджеты. Так же как и обычные фильмы, муви после завершения показа на большом экране выходят в тираж на ДВД/кассетах.

 

Такие вещи обычно характерезуются некой «изюминкой», нетривиальным содержимым (оно и понятно — если её нет, кто же будет покупать/идти в кинотеатр?), хотя, как и во всем, есть исключения.

 

Для начала которые «до», а точнее «вместо» — т.е. некий независимый сюжет, вместо того, чтобы стать ТВ остался в рамках муви/ОВА.

 

Теперь о другом типе. Которые «после».

 

Основной недостаток ОВА/муви — жёсткая привязка к этой самой изюминке. Нет возможности потратить часик–другой, чтобы дать возможность присмотреться к характерам, привыкнуть к персонажам. Обычно сразу после появления персонажей тут же начинаются события, разворачивается сюжетная линия. В муви ситуация ещё хуже, чем в ОВА. Только мэтры уровня Миядзаки могут себе позволить заняться неторопливым разврачиванием всей картины. Обычно же, следуя канонам «развлекательного кино» (в категорию которого и попадают большинство анимешных мувиков), зрителя сразу же заинтересовывают сюжетом. Или хотя бы его маленьким кусочком.

 

Третий вид — «дописка», вообщем–то являет собою просто вид изощрёного фэнсервиса, когда зрителя, жаждущего «ещё» заманивают на одну из серий ТВ, но сделаной в мувишно/ОВАшном формате.

 

Есть один специфичный тип муви — альтернативная история. Обычно, когда зрители ( или автор) неудовлетворены развязкой ТВ, выпускается альтернативная история. Хорошо или плохо это я сказать не могу, но факт остаётся фактом - из всего множества подобных вещей мне понравился один единственный муви, пересказывающий события ТВ. Это Adolescence of Utena.

 

ТВ определяет каноны, формирует и изменяет стили и жанры, создает штампы и «расхожие образы». Именно ТВ по своей сути и является тем, что называют «аниме».

 

Собственно, костью и сутью аниме являются в настоящий момент ТВ, хотя начиналось всё (в те далёкие времена) с муви.

 

 

Я действительно не люблю реализм. Думаю, некоторые это уже заметили (ухмылка).

 

За что я не люблю реализм

 

Для начала, что именно я подразумеваю под реализмом.

 

Почему и за что?

 

Сколько минут в день в смеётесь? Улыбаетесь? Примерно прикиньте? Даже если ходите на всевозможные юмористические сайты и считаетесь «душой компании»? Даже если исключить время на сон, то в соотношении со всем прочим временем – очень мало.

 

Реализм – форма представления сюжета, отношений и внутренних переживаний персонажа, в форме, по временным рамкам, схожей с реальной жизнью.

 

И в реализме радости, улыбок так же мало. Непрерывная серьёзность, причём не обоснованная, не аргументированная сюжетно, а просто – дефолтовое состояние.

 

А теперь, представьте себе фильм (аниме) в котором на радость и веселье отведено ровно стольно (в процентном соотношении) времени, сколько и в р/л. Большую часть времени человек серьёзен. Тот же, кто улыбается всё время... (ну вы поняли... слюна вытекающая со рта, глупый взгляд, блуждающая улыбка).

 

А теперь добавьте к вышесказанному про веселье ещё и поток мелких, никому нафиг не интересных, но увы, нужных движений.

 

Далее. Подумаем, сколько времени в течении дня вы занимаетесь существенными вещами? Не думаю, что много. Опять же, большую часть времени приходится делать совершеннейшую рутину – мыть посуду, передвигаться, готовить еду, посещать туалеты, находиться в транспорте, ждать, читать «что-то», говорить с «кем-то» о «чём-то» (совершенно не нужном и не важном).

 

Добавьте в коктейль ещё и повторы.

 

Третье. Подумайте, как часто принципиально разнообразится жизнь? Тоже не слишком часто. Режим дня, привычки, окружение. Всё то, что именуют быт.

 

Безусловно, в руках Гения эти вещим способны обрести смысл. Каждая пауза будет Значить, каждый бытовой поступок – нести Высокую Идею. Есть такие гении. Но их ОООЧЕНЬ мало. И уж совсем редко им удаётся сделать что-то настолько насыщенное идеями, символами и смыслом, чтобы затмить скуку реализма.

 

Вот мы и получаем этот самый реализм. Скучный, с вечно серьёзными лицами, долгими паузами не несущими никакого смысла, повторами бессмысленных действий, подробным их показом.

 

А надо знать? Не думаю. Так что смело откидывая сию подробность, автор ни чуть не потерял, но наоборот, приобрёл большую живость повествования.

 

Я не люблю постных морд «просто так». Их и без того довольно вокруг меня. Мне хочется эмоций, идей, переживаний. Ярких, четко видных, осмысленных. Я не хочу наблюдать за «2 часами жизни героя такого-то», я хочу понять, кто он. Как он? И зачем он? А для этого нужно показать про него всё, а не размениваться на всякую чушь и фигню, которая и без того очевидна и не несёт в себе никакого смысла, важных характеристик героя. Были ли штаны у Арагорна? Не было ли штанов у Арагорна? Современной науке это не известно.(с)

 

Разумеется, есть Шедевры. Это всякие вещи Миядзаки, это (величайшее исключение) Сталкер Тарковского. Это то, в чём я понимаю, и принимаю реализм. Как самое сильное художественное средство, создающее атмосферу, передающее идеи, дающее силу произведению.

 

Вот почему я не люблю реализм, вот почему я не хочу на него смотреть. Его и вокруг достаточно.

 


Несение аниме в массы.. Photon — anime review. Pet shop of horrors – anime review. [no hara] — о ламерах и аниме. Что я жду от аниме? -. Samurai champloo — anime review. Об одиночестве во время просмотра аниме —. Sonic x — anime reivew. Stratos 4 - anime review. Mahou shoujo neko taruto - anime review.

Главная страница  Жанры 

Хостинг от uCoz