Главная страница  Анимация 

Десять советов вебмастеру страничек об аниме и манге

В этой статье мы рассмотрим основные принципы создания и организации современных японских ТВ-сериалов.

 

Для аниме ТВ-сериал - основная и наиболее распространенная форма. Традиции построения современных японских ТВ-сериалов заложил еще Тэдзука Осаму, собравший все лучшее из уже существовавших на тот момент американских анимационных сериалов.

 

Создается ТВ-сериал на основании концепции, которая либо основывается на уже существующих разработках, литературных произведениях и так далее, либо придумывается специально.

 

Рождение сериала

 

Основное финасирование, впрочем, осуществляют компании по производству сопутствующих товаров - музыкальных дисков, игрушек, а также компании, продающие видеодиски и кассеты.

 

Большая часть ТВ-сериалов - экранизации популярных манга-сериалов, которые финансируются крупными издательскими концернами В начале истории современного аниме также было много экранизаций классических японских и европейских сказок, а также циклов сказок.

 

Наиболее характерный из процессов преобразования - сокращение второстепенных сюжетных линий и персонажей. Разработка аниме-персонажа - дело довольно хлопотное и сложное, поэтому создатели предпочитают не "терять" один раз разработанных персонажей и не убивать их через несколько минут после появления на экране.

 

Независимо от того, является ли создаваемый сериал экранизацией или оригинальным произведением, его концепция обычно переживает сильные изменения и уточнения при адаптации ее к аниме-технологии.

 

Впрочем, именно "ограниченные" графически технологии аниме позволяют аниматорам не становиться заложниками "фактора малоперсонажности" - на разработку героя требуется все-таки меньше усилий, чем, например, в "диснеевской" школе анимации, которая больше внимания уделяет разработке характера движений персонажа, чем собственно его характера как личности.

 

Этот фактор является общим для всех видов анимации, поэтому характерен не только для японской, но и для американской, российской и других видов анимации.

 

Оптимальное соотношение новизны и повторения - секрет успеха любого сериального проекта.

 

Ключевые слова для понимания сущности сериальной анимации - "повторение и изменение". Изо дня в день или из кассеты в кассету зритель смотрит один и тот же сериал не потому, что ему нравится смотреть на одно и то же, но и не потому, что ему нравится смотреть все время разное (иначе бы он смотрел разные фильмы). Зрителю одновременно интересна и встреча с уже известными ему персонажами и реальностью, и знакомство с их новыми приключениями.

 

Изменение сюжета и строения сериала для того, чтобы втиснуться в рамки определенного количества серий, также не очень просто. Иногда создателям приходиться как резать по живому, так и добавлять серии- заполнения для увеличения длины сериала.

 

Классические размеры сериала в Японии кратны 13: 13, 26, 52, 96 и так далее серий. Это связано с особенностями показа сериалов по телевидению - по серии в неделю. Соответственно, 52 серии - это год показа, 26 - полгода и так далее. Иногда сериал завершается ранее запланированного, если его рейтинги оказались хуже, чем ожидалось.

 

Зрители привыкают включать любимые каналы именно в то время, когда показывают аниме их любимых жанров. Если в это время (в этот "слот") будет показываться сериал другого жанра, то его рейтинг существенно пострадает, как и рейтинг самого канала. Поэтому телекомпании предочитают не допускать таких ошибок в политике формирования программы передач.

 

Важную роль в определении жанра сериала играет "слот" - время трансляции сериала. Для удобства зрителей телеканалы транслируют аниме-сериалы разных жанров в разное время дня и недели. Каждый временной промежуток закрепляется за определенным жанром. Например, канал показывает сёнэн-боевики в семь часов вечера в понедельник, махо-сёдзё - в одиннадцать утра в воскресенье, а детские аниме-комедии - в пять часов дня в среду.

 

Ошибки, допущенные при слотовом позиционировании, весьма серьезно могут сказаться на дальнейшей судьбе сериала. В настоящее время, впрочем, такие ошибки в Японии совершаются редко.

 

В зависимости от наличия вакантных слотов сериалу могут предложить слот, не вполне соответствующий его жанру. В этом случае сериал приходится изменять или даже полностью переделывать, адаптируя его к новому жанру.

 

Можно выделить три основные схемы организации сериала - концептуальная, сюжетная и концептуально-сюжетная. Рассмотрим их поближе.

 

Структура сериала

 

Классический пример концептуальной схемы - сериалы "Ну, погоди!" и "Том и Джерри". В каждой серии развивается один и тот же конфликт (хотя и в разных конкретных жизненных обстоятельствах), и ни в одной из них он не решается окончательно. Характеры персонажей при этом на протяжении сериала не развиваются и поэтому серии можно смотреть в произвольном порядке.

 

Концептуальная схема - это наиболее древняя схема организации сериала в мировой анимации. В ее основе лежит концепция - система конфликтов и отношений главных героев, попадающих в разных сериях в различные ситуации. При этом характер взаимоотношений и конфликтов персонажей не переживает никаких изменений с ходом показа сериала. Каждая серия начинается в той же ситуации, что и предыдущие серии, и в конце каждой серии восстанавливается статус-кво.

 

Единственное нарушение композиции концептуального сериала обычно происходит в экспозиции (вступлении), которая сводит вместе и представляет зрителям главных героев. Концепция же сериала остается неизменной на всем его протяжении.

 

Каждая серия в таком сериале имеет самостоятельный сюжет. Довольно часто в них вводятся второстепенные "односерийные" персонажи, в жизни и характерах которых, собственно, и происходят изменения, очевидцами или участниками которых становятся главные герои.

 

Главное достоинство концептуальной организации - возможность показывать сериал на протяжении очень долгого времени, не боясь того, что им не заинтересуются новые зрители, в то время как "старым" зрителям он со временем надоест. Концептуальный сериал можно начать смотреть с любого места и при этом быстро разобраться, кто есть кто и что есть что.

 

Для современной японской анимации концептуальная схема не особенно характерна, хотя и применяется для детского аниме. Ее классические представители - популярные сериалы "Син-тян и его карандаш" -Crayon Shin-chan и "Дораэмон" -Doraemon.

 

Сюжетная схема - прямая противоположность концептуальной. В ней единая длинная история просто разбивается на фрагменты, которые преобразуются в серии. Каждая серия начинается с того места, на которой закончилась предыдущая. Основное сюжетное внимание уделяется изменениям в жизни и характерах главных героев, второстепенные же персонажи меняются гораздо реже (именно на фоне стабильности их поведения и бытия заметны изменения, происходящие с главными героями).

 

Очевидно, однако, что такой сериал представляет мало художественных возможностей для показа развития характеров главных героев на протяжении времени. Поэтому японские аниматоры обычно предпочитают две другие схемы.

 

Собственно, лучший способ организации длинного сюжетного сериала - это постоянная ротация мотивов в событиях, происходящих с героями. Так зритель может более безболезненно погрузиться в непрекращающийся поток действия, так характерный для сюжетного сериала.

 

Недостатки сюжетной схемы обратны достоинствам концептуальной схемы. Сюжетный сериал необходимо смотреть с первой до последней серии, поэтому такой сериал трудно сделать большим. Один из немногих видов сюжетного сериала, который может расширяться до значительных размеров - "мыльная опера".

 

Классические примеры сюжетного сериала - "Fushigi Yuugi" и "Marmalade Boy". Сюжетная организация характерна для небольших ТВ-сериалов и многих OAV-сериалов.

 

Поясню, как работает ротация мотивов. Допустим, сериал начинается с семейных конфликтов супругов. После ряда серий персонажи разводятся и начинают жизнь с другими партнерами. Мотив "семейный конфликт" сменился мотивом "новая влюбленность", и зритель, начав смотреть с начала второй части серий, быстро включится в происходящее (ему уже не нужно знать все тонкости бывших ранее конфликтов). И так далее.

 

Наиболее выгодно развитие характеров и отношений персонажей при этом способе организации сериала видно на фоне их повторяющихся попыток решения схожих проблем. Поэтому концептуально-сюжетная схема так ярко представлена в сериалах жанра "девочки-волшебницы".

 

Частично достоинства первой и второй схем объединяет в себе концептуально-сюжетная схема. В ней последовательности концептуальных серий (т.е. серий, огранизованных по концептуальному принципу) перемежаются так называемыми "ключевыми" сериями, в которых происходят события, существенно изменяющие отношения или жизнь главных героев. Также ключевые события могут происходить на фоне (или в фоне) событий концептуальных серий. Короче говоря, речь идет о сериале с развивающейся концепцией.

 

Очевидно, что концептуально-сюжетная схема применима для достаточно больших сериалов. В более же современном варианте двух постоянно (а не только в ключевых сериях) взаимодействующих сюжетов она прекрасно подходит для сериалов средней длины, рассчитанных на пытливого и "продвинутого" зрителя.

 

В самом деле, обычно для этих сериалов характерны две взаимодействующие линии сюжета - линия взросления главной героини (линия, характерная для сюжетной схемы) и линия повторяющихся подвигов в борьбе с ее врагами или в помощи ее друзьям (линия, характерная для концептуальной схемы). В ключевые моменты сюжета главная героиня переживает события, которые поднимают ее на новый этап взросления. Затем снова повторения (уже в новой ситуации), снова ключевые события и так далее.

 

Организация отдельных серий

 

Классический пример концептуально-сюжетного сериала - сериал "Красавица-воин Сейлор Мун" -Bishoujo Senshi Sailor Moon.

 

Состоит каждая серия из следующих частей: Заставка (Opening) Краткое содержание предыдущей серии (в случае сюжетной организации сериала) Первая часть серии Перерыв на внутреннюю рекламу Вторая часть серии Реклама следующей серии (может отсутствовать) Концовка (Ending)

 

Стандартный размер одной телевизионной серии - около 23 мин. Бывают также мини-серии - около 10 мин, и супермини - около 5 мин. Последний формат встречается сравнительно редко.

 

Заставка - это сконцентрированное и художественно обработанное выражение идеи и стиля сериала. Она одновременно дает представление новому зрителю о том, какого рода события будут происходить далее, и настраивает уже опытного зрителя на восприятие сериала. Также заставка содержит все основные титры.

 

Иногда серия может начинаться не с заставки, а с завязки - первых минут серии, в которых к ней привлекается внимание зрителей. В завязке обычно происходит что-то необычное - совершается преступление, появляется новый второстепенный персонаж и так далее. Заставка в этом случае показывается после завязки. Впрочем, в аниме завязки встречаются существенно реже, чем в телесериалах с живыми актерами. Завязка - верный признак концептуальной или концептуально-сюжетной организации сериала.

 

Особая форма краткого содержания предыдущих серий - рассказ о них от лица персонажа (от первого лица). Также содержанию предыдущих серий может быть посвящена целая серия - это классический способ вкратце сообщить новым зрителям о том, что происходит в сериале, и одновременно сэкономить на рисовании целой серии (она монтируется из уже нарисованных фрагментов).

 

Стилистически большая часть заставок - это анимационные клипы на "заставочные песни" - весьма значительный фактор коммерческого успеха сериала. Как уже неоднократно подчеркивалось, продажа саундтрека сериала дает существенные доходы. Исполняют заставочные (и концовочные) песни либо специально приглашенные музыканты, либо озвучивающие сериал актеры- сэйю. В некоторых случаях продюсеры могут дать начинающему исполнителю роль в сериале только для того, чтобы тот (или та) исполнил в нем песню и таким образом прославился бы.

 

Обычно суммарная длина серии и внутренней рекламы равна 30 мин, это дает очевидные выгоды при организации телевизионной программы.

 

Первая часть серии (примерно половина ее экранного времени) содержит завязку, первичное развитие событий и начало кульминации. Вторая часть серии содержит собственно кульминацию и развязку серии. Две эти части разрываются внутренней рекламой, которая держит зрителей в напряжении и одновременно представляет их вниманию сопутствующие сериалу товары. Впрочем, конкретное разделение на первую и вторую часть может проходить и в другом месте, на разделение кульминации - наиболее выигрышный вариант. Место для рекламы обозначается специальными заставками уже в процессе создания сериала.

 

Концовке обычно уделяется значительно меньшее внимание, чем заставке, поскольку большую часть экрана занимают строчки полных титров серии. Часто концовка - всего лишь чередование статичных рисунков. Петь концовочную песню менее престижно, чем заставочную, хотя и это право дается отнюдь не каждому. Эмоционально же концовка должна успокаивать нервы зрителей, расшатанные кульминацией и развязкой. ^_^

 

Реклама следующей серии обычно выполняется в стиле "рекламный ролик фильма" - сочетание наиболее выигрышных кадров и "завлекательного" закадрового текста.

 

 

Здесь не обсуждаются общие типичные вопросы и проблемы, которые встречаются у всех начинающих дизайнеров страничек. На эту тему уже существует целый ряд более-менее удачных пособий. Моя задача несколько иная - дать несколько конкретных советов о создании веб-страничек об аниме и манге на русском языке. Придерживайтесь единой системы написания имен и названий. Если вы пишете страничку на русском языке, то не стоит использовать английские названия, если вам известны японские. Имена лучше всего записывать в Хепбёрн-ромадзи или в киридзи. Подробнее - здесь. Желательно также использовать японский порядок фамилии/имени - сначала фамилия, потом - имя. Идеально было бы еще и прокомментировать выбранный вами способ записи имен и названий.

 

Данный текст не претендует на полноту и истину в последней инстанции. Автор отдает себе отчет, что его собственные странички - отнюдь не образец совершенства. Тем не менее, он надеется, что эти рассуждения будут для читателей, по крайней мере, интересны, а, может быть, и полезны.

 

Не копируйте чужое. Если вы нашли интересный текст на чужой страничке, не стоит копировать его на свою. Лучше поставить ссылку на эту страничку. Дело в том, что многие такие тексты периодически обновляются, и вам придется отслеживать все эти изменения.

 

Указывайте авторов. Если вы используете на своей страничке картинки, нарисованные не вами, то указывайте на их авторство, особенно если это не очевидно из контекста. В частности, это касается фэнских картинок. Дело в том, что иногда графику отаку могут принять за графику оригинала, из чего не всегда получается Хорошее Дело.

 

Не перебарщивайте с картинками. Не размещайте прямо на своей страничке массу огромных картинок. Многие в нашей стране не только не имеют доступа к выделенкам, но и к скоростным модемам. Поэтому имейте в виду, что если загрузка вашей странички занимает по полчаса на скорости 14400, то многие просто ее не увидят - у них не хватит времени дождаться окончания загрузки. Также не забывайте, что формат JPEG позволяет существенно снижать размер картинок без видимой потери качества.

 

Не пользуйтесь фоновой музыкой. Не размещайте на своих страничках музыкальные фрагменты, начинающие играть сразу после загрузки. Некоторые имеют доступ к Интернету только на работе, и им совершенно не хочется, чтобы все сослуживцы (и начальство) знали, чем они занимаются.

 

Проверяйте информацию. По возможности проверяйте информацию, помещаемую на ваших страничках. Далеко не вся информация, которую можно найти в Интернете, достойна доверия. Будьте бдительны!

 

Не надо грязи. Не стоит помещать на свои странички оскорбления, как в адрес конкретных личностей, так и компаний и студий. Те, к кому это относится, все равно наверняка не прочитают, а остальным это вряд ли интересно.

 

Не забывайте о ссылках. Вы сошлетесь - на вас сошлются!

 

Будьте оригинальны. Если вы создаете страничку о том, о чем уже есть странички на русском языке, подумайте: чем ваша страничка будет оригинальна? Чем она будет отличаться от других страничек на ту же тему? Не стоит тратить время на создание странички, которая только воспроизводит уже ранее созданные чужие странички.

 


Частые вопросы (чаво) - для нелюбителей аниме. Что такое фанфик?. Российские проекты с аниме-мотивами. Как переводить аниме.

Главная страница  Анимация 

Хостинг от uCoz