Главная страница Анимация Российские проекты с аниме-мотивами В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть "отаку-дзоку", то есть "те, кто называет друг друга отаку". Сейчас в японском языке слово "отаку" обычно используется в значении "фанатик чего-либо". Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее.
В буквальном переводе с японского "отаку" - это "ваш дом", очень вежливая форма обращения к собеседнику, , близкая по значению к русскому "ваша милость".
В других странах слово "отаку" постепенно начало обозначать "поклонник аниме и манги". Теперь это слово пришло и в Россию.
Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого - это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его "отаку".
История отаку в России
Часто термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.".
Можно выделить четыре более-менее значительные группы отаку, которые ныне живут в нашей стране. Это отаку времен "Корабля-призрака" (прокат в России - середина 1980-х), "Роботека" (начало 1990-х), "Сейлор Мун" (вторая половина 1990-х) и Горбушки (конец 1990-х и начала 2000-х). Трудно говорить о том, кто здесь кого лучше - просто кто-то старше, а кому-то больше повезло.
Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые люди имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих людях практически нет, и если они и были, то известность их деятельность получила только в узком кругу знакомых.
Общее было также и другое - все они были членами (нодами и поинтами) некоммерческой сети ФИДО, в которой и протекала значительная часть их общения. Здесь стоит упомянуть Евгения Медведева, чья страничка, возможно, была первой российской страничкой (правда, на английском языке), упоминавшей аниме. Из всех тогдашних членов клуба Медведев имел наименьший номер ноды в ФИДО (2:5020/207), поэтому именно он, после того, как русские отаку заполнили своими обсуждениями конференции RU.VIDEO и RU.TOON, создал специальную конференцию RU.ANIME. Это было в первой половине 1997 года.
Первый в России клуб поклонников аниме "R.An.Ma" появился во второй половине 1996 года. К тому же времени относится и появление первых аниме-страничек - сайта Алексея Дубинского о сериале "Роботек"/"Макросс" (ныне - http://macross.anime.ru), сайта Алексея Лапшина - странички клуба "R.An.Ma", и личного сайта Николая Симкина (президента клуба). В то же время появляется и сайт Юрия Спиридонова (ныне - http://www.akira.ru). Любопытно, что три последних сайта изначально были личными страничками у модного в то время провайдера "N.S.P. Zenon".
Вскоре после создания RU.ANIME я, Борис Иванов, уже интересовавшийся аниме (независимо от клуба), подключился к ней, познакомился с клубом и начал просить меня в него принять. ^_^ В конце концов, это было осуществлено в конце 1997 года, когда у меня уже был доступ в Интернет. Тогда же я создал свою страничку, посвященную аниме ( http://www.aha.ru/~hexer). Постепенно на ней начала собираться иерархия текстов, впоследствии перенесенная на этот сайт.
В том же году у клуба появился и первый филиал - пермский, созданный Игорем Мериновым. Вторым филиалом был воронежский, третьим - питерский (не считая так и не возникшего минского).
1998 год был весьма важен для истории отаку в России. Тогда появилась организация "AMD" (Anime Must Die), провозглашавшая своей целью борьбу с аниме и отаку. Это значило, что нас уже было достаточно много (во всех смыслах этого слова), чтобы с нами бороться. ^_^
К 1997 году также относится осенний показ в московском кинотеатре "Ударник" в рамках Фестиваля японского кино аниме-фильма "Ghost in the Shell" и появления аниме-статуса у "палатки на Горбушке" - той же осенью в ней начали продаваться пиратские релизы фильмов "Akira" и "Street Fighter II" в красивых картонных коробках.
Наконец, 27 октября 1998 года на свет появилась первая версия этого сайта. Собственно говоря, домен anime.ru был зарегистрирован существенно раньше, но у его реального владельца не доходили руки до создания наполнения. Кстати, первым российским информационным аниме-доменом был http://anime.amberium.ru, созданный в Ростове-на-Дону Константином Грушей. Правда, по организационным причинам прожил он недолго (домен, а не Костя!).
В начале свой истории клуб собирал аниме, которое бродило по стране на пиратских кассетах. Обычно это были переводы английских и американских дублированных версий. 1997 и 1998 годы прошли под знаком периодических закупок аниме с использованием кредитных карточек, что значительно расширило количество доступных нам фильмов. После кризиса 1998 года это значительно усложнилось, хотя и были изобретены обходные варианты - в том числе и закупки американских фэнсубов.
Остальное можно прочитать в разделе "Новости".
Для истории - предложение вести домен anime.ru пришло мне 6 октября 1998 года. Честно говоря, поначалу я никак не мог придумать, о чем мне писать, поэтому первые проекты делали его чуть ли не двух-трехстраничным сборником ссылок. ^_^ Однако потом меня осенило, и структура, созданная тогда, фактически живет до сих пор, даже после нескольких масштабных редизайнов.
В "нормальных" странах клубы отаку обычно создаются вокруг тех или иных учебных заведений: в Японии - средних и старших школ, в США и Европе - университетов. В России первые организованные отаку были, в основном, людьми, уже закончившими обучение и не поддерживающими связь со своими alma mater. Поэтому основным местом общения для них были компьютерные сети и личные встречи в квартирах и общественных местах (парках, кинотеатрах и так далее). Это тенденция сохранилась до сих пор.
Жизнь российских отаку
Есть движение в сторону достижения баланса между "физиками" и "лириками" (по образованию), хотя первые пока что в большинстве регионов лидируют. Правда, это не столько результат большей любви к Японии со стороны "технарей", сколько "эффект Сети" - для получения информации об аниме нужно либо иметь постоянный доступ к загранице, либо общаться с отаку, либо активно пользоваться Интернетом. При этом последнее влияет и на результативность первого (что искать?), и на успешность второго (с кем и как общаться?).
Средний возраст отаку - около 20 лет, но в реальности он колеблется от 15 до 30 (не учитывая крайние случаи). Впрочем, для отаку большее значение имеет не физиологический возраст, а "возраст души". В настоящее время баланс между обоими полами практически достигнут.
Основная форма общения отаку называется "анимка". Это собрание трех и более отаку ("анимешников") на частной квартире или в общественном месте. Анимка часто бывает сопряжена с просмотром аниме или же вообще японского или анимационного кино, если речь идет об анимках в кинотеатрах во время фестивалей или коммерческих кинопоказов. Последний вид анимки называется "культпоход".
Культовым местом для московских отаку является Останкинская телебашня, потому что в ней есть что-то общее с Токийской телебашней. Менее культовым, но также популярным является главное здание МГУ на Воробьевых горах. Оба здания сочетают масштабность и таинственность, делающие их важными частями московской мифологии. Наконец, третье культовое место - рынок возле ДК имени Горбунова (Горбушка) - место торговли кассетами, CD и DVD, в том числе аниме-содержания. Также популярен Центр международной торговли - первое место в Москве, в котором можно покататься на таких же лифтах, как в знаменитой сцене "первой встречи" в "Otaku no Video". ^_^ Кстати, в Санкт-Петербурге аниме можно купить на рынке в Автово.
В общем случае отаку предпочитают напитки, содержащие кофеин ("Кока-кола" и "Пепси-кола"), а также более дешевые российские газировки. Из еды в случае квартирной анимки - лапша-рамэн, бутерброды, пицца. В таких случаях актуальным становится наличие трудолюбого отаку любого пола, склонного к готовке и/или к уборке квартиры после съедания результатов этой готовки.
По сложившейся традиции анимки редко бывают связаны с распитием спиртных напитков. Некоторые видные представители отаку-движения вообще их не пьют, некоторые их почти не пьют, некоторые пьют только пиво (кстати, анимки с пивом иногда практикуются в регионах, где безалкогольные напитки слишком дороги). Профессиональные алкоголики предпочитают пить в других местах и в других компаниях. Некоторые отаку любят в небольшой компании выпить саке, но после кризиса 1998 года это - удовольствие для богатых. К тому же, ничего особенного в саке нет.
В целом, аниме-фэнство - удел среднего класса, у которого есть кое-какие "лишние" деньги на развлечения, но нет денег на постоянные развлечения вроде "невылезания" из ночных клубов и переездов между Гавайями и Таиландом. С учетом потенциального расширения в будущем среднего класса в России (мы оптимисты, да?) у аниме есть перспективы. ^_^
Из вышеизложенного не следует, что отаку бедны. Кто как. В общем случае отаку-студенты - беднее, отаку-работающие - более состоятельны. У большинства отаку есть доступ к компьютерам, дома и/или на работе. У многих отаку (в Москве - почти у всех) есть домашняя видеотехника, позволяющая смотреть NTSC-записи. Это имеет значение, поскольку именно в этом формате существуют большинство оригиналов аниме. Что касается "домашних кинотеатров", то это, пока что, удел немногих счастливчиков.
С точки зрения общения отаку находятся где-то между обычным российским "кухонным" общением, поклонниками Толкиена и фэнами научной фантастики. Собственно, опыт одной из этих тусовок есть у большинства анимешников.
Общение отаку
В среде отаку обычно не практикуются популярные у поклонников Толкиена "испытания на имя", поскольку аниме-имен довольно много. Некоторые продолжают пользоваться псевдонимами, с которыми пришли из других "тусовок". Кстати, самый популярный в Москве псевдоним - Харука из ТВ-сериала "Bishoujo Senshi Sailor Moon". Это и понятно - в аниме сравнительно мало более-менее приятных лесбиянок, и выбирать практически не из кого.
Большая часть отаку использует в общении псевдонимы. В сущности, это совершенно не обязательно, но псевдонимы есть даже у тех, кто ими практически не пользуется. Псевдонимы отличаются от прозвищ тем, что прозвища человеку изобретают другие, а псевдоним человек выбирает себе сам. Разумеется, девушка может пользоваться мужским псевдонимом, а юноша - женским.
Некоторые отаку рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя. Это допускается, хотя в общем случае сковывает общение, а потому непрактично. Более рациональной стоит считать тактику "быть самим собой": выбирать псевдоним, соответствующий характеру и своему желаемому поведению. Точное отыгрывание имеет смысл скорее как способ "не раскрываться" перед другими.
В использовании псевдонимов есть большой смысл - использование фамилий слишком официально, а распространенных имен слишком мало, и с ними постоянно возникает путаница. Впрочем, обычно об этом мало кто задумывается. Обычно на анимках не принято знакомиться друг с другом, поскольку это требует слишком серьезной организации анимки. ^_^ В результате некоторые знают друг друга только в лицо, но не по имени или псевдониму. Тем более, что неформальное общение на русском языке не требует обращений по именам ("Скажи,...").
Из этого не следует, что отаку не могут за себя постоять. Есть отаку, находящиеся в приличной физической форме и могущие защитить в случае настоятельной необходимости как себя, так и других, но необходимости начинать драку отаку никогда не чувствуют.
Почему отаку общаются? Потому что такова естественная человеческая потребность быть понятым и услышанным. Общение отаку почти полностью словесно-жестовое. Абсолютно недопустимы драки как друг с другом, так и с окружающими. Максимальная степень возможного насилия - броситься кому-либо на шею. Кстати, это не так безопасно, как некоторым кажется. Мне однажды так чуть не разбили губу. ^_^ Важно соизмерять габариты и физические возможности друг друга.
Особое приятие отаку обычно демонстрируют при обсуждении сексуальных извращений (не путать с реальным их практикованием). Это связано с аналогичным отношением к ним со стороны персонажей аниме. Периодически это используется как "тест" новых членов тусовки. Это доказывает, как далеко ушла анимешная тусовка от, скажем, тюрьмы или армии. В двух последних периодически проверяют готовность человека к занятию нестандартным сексом, в то время как в анимешной тусовке - готовность к разговору о нем. Кстати, как и в тюрьме и армии, проявлять эту готовность совершенно небязательно. Вполне допустимым считается уклониться от разговора об этом.
В рамках своего общения отаку приемлют практически все, что угодно. Того, кто рассказывает нечто неинтересное или повествует о чем-то особенно мерзком, просто не будут слушать, но вряд ли будут бить.
Также актуально быть в курсе окружающей криминальной ситуации и не пересекаться с организованными группами не проникнувшихся анимешным духом молодых людей (в смысле, с гопниками), а также с маньяками-убийцами.
Общение отаку часто проходит на повышенных тонах. Это не результат жарких споров, это выражение переполняющей радости по поводу самого факта общения с понимающими людьми. Прохожие даже иногда сомневаются, действительно ли эти люди так уж трезвы (хотя обычно так и есть). Поэтому в случае анимки на открытом воздухе важно не вступить в неприятный контакт с сотрудниками милиции или с какой-либо местной охранной структурой. Прецеденты известны.
В среде отаку не поощряется "узкое" фэнство, когда человек является поклонником одного автора или одного произведения, а о других даже слышать не хочет. Такие люди могут быть полезны для конкретных консультаций, но мало интересны в менее серьезном общении.
Из числа значительных для отаку российских авторов стоит назвать Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Из иностранцев трудно называть кого-то конкретного, кроме Толкиена. ^_^ Этим авторам не обязательно поклоняться, но желательно быть в курсе их творчества.
Творчество отаку
Обычный способ общения отаку - это "гон", последовательность логически связанных высказываний, которые, по словам Ленина, "по форме правильны, но по сути - издевательство". Одни отаку гонят, другие, соответственно, слушают. Затем меняются местами. Гон должен быть интересен и увлекателен. Разновидностью гона является "правдивый гон", когда в форме парадоксальных и не всегда правдоподобных высказываний выражается более или менее чистая правда. "Правдивый гон" считается удачным, если оставляет в душе слушателей смутные сомнения в его соответствии действительности.
Отаку творят как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. Они рисуют картинки и картины в аниме-стилях и в собственных, рисуют мангу, делают аниме, пишут рассказы и книги. Например, более или менее отаку являются известный московский художник-иллюстратор Anry, популярный фантаст Владимир Васильев, культовый фантаст Сергей Лукьяненко, набирающий популярность художник комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют и проекты российских анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме. Некоторые из этих проектов описаны здесь.
Не все известные отаку являются подлинно творческими личностями. Однако количество таковых среди отаку весьма велико.
Чрезвычайно важны отаку-восприятели. Даже легкое одобрение является мощным стимулом для дальнейшей работы. ^_^
Из более фэнских занятий отмечу написание фанфиков и рисование фанарта, создание веб-сайтов, написание "документации" к известным аниме, составление списков и сборников рецензий.
Соответственно, здесь мы опишем известные нам ставшие и (пока?) не ставшие коммерческими самостоятельные российские художественные проекты (книги, фильмы, сериалы), в большей или меньшей степени использующие аниме-мотивы. Также мы опишем печатные издания, регулярно помещающие информацию, связанную с собственно аниме.
Россия - страна не самых глупых в мире людей. Осознав самостоятельно, или с помощью других значение достижений японских художников, сценаристов и аниматоров, все больше и больше россиян использует в своем творчестве японские и аниме-мотивы. Японские мотивы, разумеется, лидируют с изрядным перевесом, но настоящее соревнование только начинается.
Проекты расположены в порядке появления реализации (не путать с порядком задумывания).
Все заинтересованные, а также незаинтересованные лица приглашаются присылать нам информацию о своих и чужих проектах. Им не обязательно быть завершенными и коммерческими - намерение тоже ценно. ^_^
Сайт: http://www.rusf.ru/lukian/
Произведения Сергея Лукьяненко
Рубрика "Мир аниме" в журнале "Великий Дракон"
Сергей Лукьяненко - один из самых известных современных российских писателей-фантастов. Интерес, который Лукьяненко всегда испытывал к подростковой литературе и литературе о проблемах подростков, не мог не привести его к аниме. Практически в каждой его книге, особенно в последних, присутствуют те или иные аниме-мотивы, а также аниме-цитаты.
Сайт журнала: http://www.gdragon.ru
Сайт рубрики: http://www.anime.pristavki.net
"Великий Дракон" - популярный детский и подростковый журнал о японских игровых приставках. Выходит несколько раз в год.
Информационная рубрика, которую ведет Агент Купер (Валерий Корнеев). Выходит на протяжении ряда номеров и содержит новости мира аниме, рецензии на аниме-фильмы, а также статьи на более общие анимационные темы.
Сайт журнала: http://www.osp.ru/class/
Комикс-сериал "Ника" в журнале "Классный журнал"
Цветной сериальный комикс о приключениях школьницы-детектива, сочетание фантастики и фэнтези. Был придуман и первоначально создавался Вячеславом Макаровым и Богданом Куликовских, затем - только Богданом. Выходит на протяжении всей истории журнала. В настоящее время проект продолжается уже без Богдана, но в его стиле. ^_^
Сайт, на котором публикуется комикс: http://www.comics.aha.ru
Богдан Куликовских - молодой и подающий большие надежды художник. Для "Ники" он создал интересный и находящийся под сильным влиянием аниме и манги стиль. Кроме "Ники", Богдан также создает черно-белую графику, гораздо более тщательно проработанную и детализированную, но пока что не нашел для нее издателя.
"Классный журнал" - дешевый детский еженедельный журнал, помимо "Ники", публикует также переводные американские детские комиксы и разнообразную "детскую" информацию, в том числе и об аниме.
Сайт: http://www.hexer.ru
Проекты сериалов Бориса Иванова
Опубликованные проекты являются взаимозаменимыми. Оба описывают "параллельную" жизнь современной Москвы, фэнтэзи-мир магов, ангелов и демонов. Оба содержат множество мотивов и цитат из аниме. Ключевая идея проектов - перенести внимание при описании современной российской действительности с материально-идеологических на социально-личностные конфликты, не изобретая при этом неправдоподобных "сказок", к чему склонны некоторые российские "реалистичные" проекты, построенные на той же идее.
Два опубликованных в Сети проекта анимационных ТВ-сериалов, еще один находится на начальных стадиях коммерческой реализации и еще два - разрабатываются.
Сайт: http://www.xakep.ru
Журнал "Хакер"
Настольные ролевые игры группы "Project 7"
Сам по себе журнал никакого отношения к аниме и манге не имеет. Однако поскольку в редакции наблюдается определенное количество поклонников японской массовой культуры, оформление журнала регулярно использует графику российских художников в "аниме-стиле" (обычно довольно примитивную).
Сайт Дмитрия Янковского: http://yankowsky.nm.ru
Сайт группы: http://www.project7.ru
Аниме-мотивы, впрочем, присутствуют в проекте только в графике. Особо следует выделить небольшой комикс и иллюстрации Богдана Куликовских (в проекте использован сюжет "Ники") и супер-деформированную графику Антона "Вампира" Евтюшкина. Кстати, комикс Богдана - первый в России официально опубликованный комикс, использующий все основные манга-техники, включая черно-белую графику.
Первый в России серьезный коммерческий проект настольной ролевой игры. Его создатели - известные московские отаку во главе с Евгением Медведевым и Вячеславом Макаровым. Первая вышедшая книга называется "Эра Водолея".
Положение усугубилось в созданном по мотивам проекта романе Дмитрия Янковского "Флейта и Ветер", который (в опубликованном фрагменте) почти не содержит аниме-мотивов.
Помимо оформления в аниме-стилях, в "Эре Водолея" также множество шуток и намеков, понятных только старожилам клуба "R.An.Ma". Тем не менее, официально проект позиционируется как принципиально не имеющий никакого отношения к аниме и тусовке отаку. Двусмысленная ситуация, оставляющая пространство для различных комментариев.
Сайт группы: http://roricat.f2g.net
Инструментал-группа "Roricat"
Готик-рок группа "GL/OK"
Надымский инструментальный дуэт с аниме-названием (ранее группа называлась "Tigress Lily"), записавший, в частности, альбом "Nijikon 2000", большая часть композиций которого навеяна аниме. Стиль этих композиций трудноописуем, что не делает их менее интересными и забавными. ^_^ Сами участники коллектива - большие поклонники аниме.
Некоммерческий музыкальный проект, созданный московскими отаку "второго поколения", в частности, Денисом "Дэном" Бартоломе и Михаилом "Хилером" Карповым. Помимо текста песни "Сейлормун", аниме-мотивы присутствуют и в некоторых других работах группы.
Сайт группы: http://mygroup.boom.ru
Некоммерческая анимация студии "PIMP"
Ныне группа преобразована в группу "Suki da!" (см. ниже).
Первая в России отаку-студия, создающая некоммерческую анимацию на основе аниме-мотивов. Основана Валерием Корнеевым и Алексеем Лапшиным.
Сайт студии: http://pimp.anime.ru
Готик-панк группа "Suki Da!"
Проекты - небольшие пародийные фильмы, юмор которых основан на активном использовании и эскплуатировании японских анимационных приемов и штампов, как графических, так и сюжетных.
Новая реинкарнация проекта "GL/OK", последовавшая после его распада. К проекту в качестве вокалистки подключилась широко известная в узких кругах московских отаку Надежда "Харука" Дружинина. Ей принадлежат авторские права на новое название. Наиболее анимешные тексты сохранены. ^_^
Сайт группы: http://sukida.otaku.ru
|