Главная страница Анимация Разновидности анимации С годами отаку становятся все более требовательны к качеству аниме - особенно любимого. Уже не всех устраивают "пятые" копии, прошедшие через "десятые" руки. Находятся отаку, готовые платить приличные (по российским понятиям) деньги за аниме в достойном качестве - японские оригиналы и лицензионные (как правило, американские) переводы. Некоторые собирают целые коллекции и тратят на них значительную часть своих доходов.
Несмотря на все кризисы и неурядицы, благосостояние нашего населения потихоньку растет. В первую очередь это заметно на экономически активном населении: молодых людях, связанных с "денежным" бизнесом. Одновременно с этим растет и популярность аниме и манги.
Что такое DVD?
Для таких желающих финансировать зарубежные экономики иностранные издатели предусмотрели ловушку - доступность аниме в различных вариантах: на видеокассетах, LD и DVD. Обсуждение достоинств и недостатков последнего из перечисленных форматов и будет предметом этой статьи.
Итак, DVD - это цифровой носитель, выглядящий как обычный CD-диск, но существенно большего объема - до 15,9 гигабайта. DVD бывают как односторонние, так и двусторонние. Чтобы получить доступ ко второй стороне, их надо переворачивать. Наибольшее распространение получили односторонние и одно- и двухслойные DVD объемом, соответственно, 4,37 и 7,95 гигабайта. Это два или четыре часа видео хорошего качества сжатия. Для хранения видео на DVD используют стандарт сжатия MPEG- Обратите внимание, что это стандарт "сжатия с потерями" - из изображения удаляются мелкие детали, невидимые человеческим глазом.
Для тех, кто последние несколько лет не обращал внимания на происходящее в мировой индустрии видеорелизов, сообщим: DVD (Digital Versatile Disc - "цифровой диск-носитель различной информации") - это сравнительно новый способ издания мультимедийной продукции в цифровых форматах. Вообще говоря, на DVD могут выходить и компьютерные программы, и приставочные игры, и звуковые альбомы. Но мы в дальнейшем будем говорить только о видео-DVD, на которых и издается аниме.
Для просмотра DVD можно использовать как специальные DVD-плееры, так и мощные персональные компьютеры с DVD-приводами (дисководами). Такой привод совместим с CD-приводом. Поэтому в абсолютном большинстве случаев хороший "игровой" компьютер с мощным (не ниже Pentium II 450 МГц) процессором, быстрой видеокартой, неплохой акустикой (как минимум, активные стереоколонки) и монитором с диагональю не менее 15 дюймов превращается в DVD-плеер одной лишь заменой дисковода с CD на DVD и установкой соответствующего программного обеспечения (рекомендуем плеер Power DVD).
DVD-видео может включать несколько версий цифровых звуковых дорожек в наиболее "продвинутых" форматах (включая Dolby Digital 5.1 и DTS) и на нескольких языках. Также на DVD могут присутствовать разнообразные приложения (информация о создателях фильма, статьи, рецензии, фильмы о создании фильма) и несколько вариантов субтитров. Обратите внимание на слово "могут" - могут, но не обязательно будут присутствовать в каждом конкретном релизе.
Диски против кассет
Вообще говоря, цена полного набора "домашнего кинотеатра" для просмотра DVD в идеальных условиях может достигать нескольких тысяч долларов. Однако практически такие идеальные условия нужны не всем, и можно обойтись куда меньшими расходами. Особенно когда уже есть качественная домашняя акустика и хороший телевизор.
Наихудшие результаты по всем показателям показывает VHS. Звук на кассетах может быть либо моно, либо стерео, из дополнений бывают лишь небольшие дописки рекламы. Об отключаемых субтитрах и вариантах звуковой дорожки также следует забыть. В связи с наличием механических частей VHS подвержены сравнительно быстрому износу и поломке.
В мире лицензионных изданий аниме DVD противопоставлен видеокассетам стандарта VHS и дискам стандарта LD. В отличие от DVD, LD и видеокассеты хранят видео не в цифровом, а в аналоговом виде. Тем не менее, четкость этого изображения обычно существенно хуже (VHS) или несколько хуже (LD), чем на DVD. В отношении же всего остального DVD безусловно выигрывают.
До сравнительно недавнего времени миром аниме-релизов правили VHS и LD. Первые покупали простые отаку, вторые - отаку-видеофилы и фэнсабберы, а также производители некоторых пиратских копий. Сейчас же формат DVD, превосходя и VHS, и LD, собирается заменить их обоих.
На LD более качественный звук (включая 5.1 и DTS), но возможны лишь два варианта звуковой дорожки: цифровая и аналоговая. Здесь также недоступны приложения. Главный же недостаток LD в его неудобстве. Одна сторона диска может хранить лишь полчаса или час (в зависимости от стандарта) видео. Далее диск необходимо переворачивать, или брать следующий из набора. За счет этого фильмы и сериалы на LD стоят дороже, чем на VHS или DVD.
Однако на многие плюсы DVD находятся и минусы.
Типичный DVD-диск с аниме включает: один полнометражный фильм или несколько (от двух до семи) 20-минутных видео- или ТВ-серий, японскую и дублированную (если это неяпонский релиз) звуковые дорожки, иноязычные субтитры и, возможно, небольшой набор дополнений. Таким образом, покупатель получает "в одном флаконе" оригинальное аниме, дубляж и субтитры на долговечном (около 70 лет жизни по современным подсчетам) и удобном (с возможностью поиска, моментальной "перемотки" и так далее) носителе. К тому же, DVD при равном объеме информации занимает куда меньше места на полке, чем VHS или LD.
Главная проблема DVD - несовершенство издателей. Формат DVD позволяет получить намного лучшее качество, чем LD и VHS, однако при условии наличия качественных исходных материалов, "прямых рук" издателя и определенных финансовых вложений в процесс создания содержимого DVD. К сожалению, идеальный "сферический издатель в вакууме" бывает только в математике и в описаниях стандартов, но не в жизни.
Где ты, идеальный издатель?
Для всех DVD: Стереозвук. Большинство аниме изначально было создано для ТВ и видео. Создание дорожек в форматах с "эффектом присутствия" (5.1 и DTS) для них не планировалось и не осуществлялось. Соответственно, на DVD такая дорожка также появиться не может. Но в этом есть и плюс - качественная стереоакустика намного дешевле и удобнее в установке, чем качественная 5.1-акустика. Артефакты изображения. Качественное кодирование изображения в формат MPEG-2 - дело отнюдь не простое и не очевидное. Если оно проведено некачественно, то на изображении появляются артефакты - разводы, "лесенка", "квадратики", расплывающиеся цвета и так далее. Также критично наличие качественного источника для кодирования. Производственный брак. Производство DVD - дело сложное и сравнительно новое, поэтому избежать производственных проблем иногда не удается даже весьма именитым компаниям. Проявляться брак может в чем угодно. Прежде всего это нечитающий или читающийся с видимым трудом диск, а также диск, сбоящий во время работы. Брак мастера. Это более сложное нарушение, чем производственный брак, произошедшее на этапе подготовки мастера - "эталонного" диска, на основе которого печатаются остальные. Как правило, это различные проблемы со звуком - перепутанные левая и правая стереодорожки, шипение или потрескивание... Но бывает, что и кусок серии пропадает.
Какие же проблемы типичны для аниме-DVD? Вот наиболее существенные из них.
Впрочем, с годами компании набираются опыта, и среднее качество неуклонно DVD растет. Наиболее существенные проблемы сейчас актуальны лишь для ранних релизов и выпуска на DVD старых кассетных релизов, на которых повторяются все "кассетные" проблемы с редактированием и вольным переводом.
Для лицензионных неяпонских DVD: Отсутствие субтитров. Несмотря на то, что стандарт DVD предусматривает наличие множества вариантов субтитров, не все аниме-диски снабжаются ими. Прежде всего это относится к старым видеорелизам, выпускавшимся без субтитрированной версии, для которых издателям просто лень заново делать перевод. В некоторых случаях может отсутствовать и японская звуковая дорожка. Особенно это актуально для хентая и детского аниме. Иногда отсутствуют субтитровые переводы песен. Дубтитры. Некоторые издатели, потратив деньги на дубляж, не желают тратиться на отдельное производство перевода субтитрами. Они берут текст дубляжа, слегка редактируют и записывают его как субтитры. При этом дубляж может сильно расходиться и по букве, и по смыслу, и по времени с оригинальной речью персонажей. В результате теряется половина смысла перевода субтитрами - можно слышать японские голоса, но нельзя понять, что именно они говорят. Неверный тайминг. Тайминг - это разметка субтитров: когда и где на экране они должны появляться. При переводе аниме с кассетной версии на DVD тайминг может нарушаться, и его необходимо сделать заново. Но на это не всегда обращают внимание. Также тайминг может просто быть сделан плохо. Цензура и редактирование. Это общая проблема всех зарубежных аниме-релизов. Она определяется политикой компании-релизера. Многие компании заменяют логотипы оригинальных названий и заменяют японские титры (имена создателей аниме) вместо того, чтобы просто дать после японских титров их перевод. Из некоторых аниме вырезают отдельные "непристойные" фрагменты, меняют имена персонажей, переписывают диалоги... Если на диск помещают несколько серий, то иногда вырезают титры между сериями. Раз на раз не приходится. Нет пределов бешеной фантазии. ^_^ Неполнота релиза. Японские видео- и DVD-релизы ТВ-сериалов часто сопровождаются дополнительными материалами и фрагментами - омакэ. Иногда некоторые "пикантные" сцены перерисовываются с большей откровенностью. Зарубежные же релизы чаще следуют ТВ-версии, а не расширенному видеоварианту.
Пиратские DVD
Приложения - больной вопрос для аниме-DVD. Обычно они весьма скромны: как по объему, так и по полезности. Рекламные ролики, общая информация о создателях аниме и его персонажах, иногда омакэ... Но и здесь с годами наблюдается рост качества наполнения. Особенно это касается популярных релизов полнометражных фильмов.
Здесь тоже бывают варианты. Как правило, в качестве источника используется LD. Соответственно, результирующее качество никак не может превышать качество LD, и явно не соответствует стандартам качества DVD. Тем не менее, известны несколько случаев, когда качество лицензионных DVD оказывалось хуже, чем пиратских. От кривых рук, к сожалению, очень трудно застраховаться. Даже в мире лицензий.
Отдельно следует сказать о пиратских DVD, как правило, китайских (гонконгских). Здесь также раз на раз не приходится. Лучше всего смотрятся простые копии с японских, американских и сингапурских релизов - как правило, с них лишь удаляют дополнения и добавляют китайские субтитры. Если же пираты берутся делать DVD сами...
Печальнее всего на самодельных DVD обстоит дело с английскими субтитрами. В лучшем случае пираты просто используют любительские переводы отаку. В худшем же - переводят на английский с китайского (!). При этом страдают даже имена персонажей. Грамматика английского - традиционно слабое место китайцев, а про проверку орфографии и говорить не приходится. Вообще, на пиратских DVD встречаются все возможные виды переводческих ошибок, которые только можно себе представить.
Не брезгуют пираты и еще менее качественными источниками для оцифровки. От видеокассет до экранных копий фильмов. О качестве здесь можно говорить только со слезами на глазах. В последнее время на DVD иногда пишут перекодированные найденные в Интернете DivX-оцифровки. Но даже их качеству далеко до настоящего DVD, полученного прямой оцифровкой с оригинального мастера.
Заговорив о пиратах, нельзя не вспомнить о главном недостатке DVD-формата - "региональном кодировании". Это единственная проблема, которой пиратские DVD не страдают.
Тем не менее, поскольку такие DVD существенно более дешевы (менее $10, а то и $5 за штуку), чем лицензионные, они могут представлять некоторый интерес для наиболее рисковых и невзыскательных зрителей. Также в последнее время получили распространение российские пиратские аниме-DVD. Их качество несколько выше, чем у китайцев, и в качестве исходных материалов они используют американские диски. Но все равно лучше покупать оригиналы.
По существующему стандарту, DVD-диски, DVD-плееры и DVD-приводы подвергаются региональному кодированию. Грубо говоря, на диск записывается число от нуля до восьми, определяющее географический регион или зону, в которой этот DVD можно продавать и смотреть. А в соответствующих этой зоне странах продают плееры и приводы, жестко закодированные на просмотр дисков только "местной" зоны.
Региональное кодирование
Ниже перечислены зоны и соответствующие им страны: США и Канада; Япония, Европа, Южная Африка и Средний Восток (включая Египет); Юго-Восточная и Восточная Азия (включая Гонконг); Австралия, Новая Зеландия, государства Тихого Океана, Центральная Америка, Мексика, Южная Америка и государства Карибского моря; Восточная Европа (включая бывший СССР), государства Индостана, Африка, Северная Корея и Монголия; Китай; Резерв; Международные рейсы (самолеты, корабли и так далее).
Эта система была изобретена, чтобы не допустить реэкспорта дисков. Например, ввоза в Японию американских релизов японских фильмов, которые (релизы) содержат оригинальное изображение и звук, но стоят в полтора-два раза дешевле.
В настоящее время региональное кодирование продемонстрировало полную неэффективность и надуманность. Оно чаще причиняет покупателям лишнюю головную боль, чем реально защищает чьи-то права. К тому же, многие плееры поддерживают свободное переключение зон или работу в мультирегиональном режиме. Другие успешно взламывают. Это же относится и к DVD-приводам. Для многих из них есть хакерские прошивки, снимающие региональную защиту.
Ноль соответствует отсутствию защиты (мультирегиональность) - сейчас с этим кодом обычно пишут пиратские диски. Некоторые DVD кодируют на несколько зон - скажем, на США (1-я зона) и Южную Америку (4-я зона).
Имеет ли смысл в России покупать аниме на DVD?
Тем не менее, знать об этой проблеме нужно. Если вы купили DVD-привод или плеер в России (5-я зона), то далеко не факт, что вы легко сможете смотреть на нем американские (1-я зона) и японские диски (2-я зона). Удостоверьтесь перед покупкой, не попадете ли вы впросак в самый неудобный момент, есть ли для этого привода хакерская прошивка, а для плеера - взлом.
Вопрос о покупке пиратских - российских и китайских - копий мы рассматривать не будем в связи с его очевидностью. Всегда худшее, а часто просто ужасающее качество за небольшую цену - далеко не обязательно выгодная сделка. Тем не менее, при российских доходах исключать такой вариант никак нельзя.
Прежде всего, стоит заметить, что аниме в России проще всего и дешевле всего покупать аниме именно на DVD - относительно других лицензионных вариантов. Только для DVD в России существуют интернет-магазины, продающие зарубежные диски по ценам ниже розничных (то есть, цен в зарубежных магазинах). Но о кассетах, ни о LD этого не скажешь. Их можно только заказывать за рубежом и думать при этом о способах пересылки и разборках с таможней.
До недавнего времени российские отаку, желающие иметь "лицензию", останавливались на видеокассетах. Это действительно вполне достойный вариант для аниме, предназначенного для видео и телевидения. Видеомагнитофоны, плееры и телевизоры, работающие в американском и японском стандарте NTSC, - не такая уж и редкость. Благостную картину завершает отсутствие проблем с региональным кодированием и сравнительная легкость копирования для друзей.
LD-плееры в России - большая редкость (как и LD-диски), а потому вариант их покупки трудно рассматривать всерьез. Разве что вы хотите иметь некий редкий (и потому не вышедший на DVD) японский релиз в достойном качестве.
Во-вторых, качество DVD (если не считать отдельных релизов, испорченных издателями) выше, чем VHS того же аниме. Чтобы полностью почувствовать это качество, вам может понадобиться потратиться на хорошую технику - но она стоит этих денег. И даже на технике среднего уровня вы почувствуете разницу (особенно для полнометражных фильмов).
Однако с годами аниме на DVD становится все более удобным и выгодным вариантом. Прежде всего, оно дешевле. Как правило, на DVD пишут либо больше, чем на кассеты, либо столько же серий сериалов, но это одновременно и дублированный, и субтитрированный вариант. Стоят же эти DVD столько же, сколько и кассеты.
В-четвертых, японские издатели начинают издавать аниме с английскими субтитрами. Покупая его, вы получаете оригинальное качество и субтитры - почти идеальная, хоть и сравнительно дорогая покупка.
В-третьих, все больше и больше аниме выходит сначала на DVD, а затем на кассетах. Некоторые компании полностью сворачивают выпуск видеокассет с аниме - в первую очередь, кассет с субтитрами, поскольку они хуже продаются, чем дубляжи.
С копированием DVD пока туго. Перезаписываемые DVD-диски только начали появляться. Зато DVD можно "цифровать" - переводить в переносимый цифровой видеоформат вроде DivX и распространять на CD-дисках или через Интернет. Потеря качества при этом происходит только один раз, во время оцифровки - в дальнейшем же все копии получаются одинакового качества. Большое достижение относительно видеокассет.
Наконец, в-пятых, DVD лучше хранится, не портится от многократных просмотров (чем страдают кассеты) и занимает меньше места на полках. Последний аргумент особенно актуален для небольших российских квартир.
http://www.animeondvd.com - Лучший американский сайт, посвященный аниме на DVD
Итак, аниме на DVD покупать можно и нужно. Это дешево, удобно и надежно. Важно лишь одно - не покупать кота в мешке. Прежде чем сделать покупку, стоит прочитать все доступные рецензии на диск и выяснить - нет ли в этом релизе скрытых и явных глюков, которые могут испортить удовольствие от покупки. Кстати, с японскими дисками обычно меньше проблем, чем с американскими.
http://demaagd.com/anime/dvdbugs/ - Ошибки и глюки на американских аниме-DVD
http://www.animeprime.com - Редакторские изменения в переводах аниме на английский
http://animelochi.nm.ru - Любительский сайт, посвященный проблемам покупки аниме-DVD
http://www.dvdspecial.ru - Портал "DVD Special", лучший российский сайт о DVD, на котором бывают и рецензии на аниме-DVD
http://www.dvddemystified.com/dvdfaq.html - Лучший DVD FAQ
http://engel.otaku.ru - "Оцифровка" аниме-DVD и обработка цифрового видео
По этому признаку анимация делится на: Коммерческую; Прикладную; Некоммерческую.
Кроме классификации анимации по различным стилям и направлениям, существует также более общее и существенное деление - по способу функционирования.
Коммерческая анимация
Рассмотрим каждый из этих типов анимации отдельно.
В современном шоу-бизнесе коммерческая анимация создается как элемент более масштабного концептуального проекта, в рамках которого объединяются продажи различных видов продукции - книг, комиксов, видеокассет, игрушек, моделей и так далее. Коммерческая анимация в таких случаях может быть как ведущей ("модели героев фильма"), так и ведомой ("фильм о героях компьютерной игры"). Прибыльность проекта в таком случае определяется по сумме всех продаж. При этом вполне реальна ситуация, когда основные прибыли получаются от продажи ведомых продуктов.
Коммерческая анимация является самостоятельным коммерческим продуктом. Она создается для предположительного извлечения прибыли или же для завоевания коммерческого рынка. Разумеется, проект может быть неудачен, и коммерческая анимация может не принести никакой реальной прибыли - обычно такая ситуация является провалом. Исключение составляют особые случаи долговременных инвестиций в анимационное производство, когда прибыль ожидается не от первых, а от последующих проектов, которые будут эффективно продаваться за счет созданного "имени" и репутации студии.
Важнейшим понятием для коммерческой анимации является формат - способ ее представления зрителю и, соответственно, способ извлечения прибыли из ее показа или продажи. Здесь выделяется ТВ-сериал, видеоанимация и полнометражный фильм.
Самостоятельность коммерческой анимации заключается в том, что она продается отдельно и независимо. Обычный зритель, приходящий в кинотеатр, покупающий кассету или включающий телевизор, совершает эти действия именно для того, чтобы посмотреть данный анимационный фильм. Разумеется, при этом от него ожидается, что он посмотрит ТВ-рекламу или купит куклу любимого персонажа, но это - его добровольное решение.
Специфика телевидения заключается в необходимости регулярности и стабильности. Одиночный показ короткометражных фильмов коммерчески невыгоден, так как расходы на их внутреннюю рекламу такие же (рекламные ролики, объявления в программе передач), а доходы от размещения рекламы - существенно меньшие. ТВ-каналы заинтересованы в том, чтобы зрители регулярно, в одно и то же время включали телевизоры и смотрели свои любимые программы, предварительно распланировав для этого свою жизнь. Если время показа фильмов будет все время меняться, то зрители устанут следить за ним и постоянно перестраивать свои планы в соответствии с ТВ-программой.
ТВ-сериал демонстрируется по общедоступным, кабельным, спутниковым и другим ТВ-каналам. Обычно канал единовременно покупает права на демонстрацию сериала и возвращает себе потраченные деньги за счет размещения рекламы во время показа сериала и за счет платы за его просмотр (в случае кабельных и платных спутниковых каналов).
Видео-анимация предназначена для продажи на видеокассетах. В этом случае права покупает видеокомпания и возвращает потраченные деньги за счет продажи видеокассет и дисков, а также за счет их проката. Такие продажи позволяют работать для менее массового зрителя и создавать окупающиеся продукты, не ограниченные прокрустовым ложем формата и концепции ТВ-канала. Каждый видеофильм надо продавать и рекламировать отдельно, что является и благом, и горем, поскольку расходы на каждую такую рекламную компанию оказываются больше, чем в случае ТВ-сериалов.
Совокупность популярных программ поддерживает высокий рейтинг всего канала. Это увеличивает его рентабельность, поэтому любой коммерческий ТВ-канал заинтересован в постоянной, стабильной и предсказуемо популярной ТВ-программе.
Полнометражная анимация создается для показа в кинотеатрах, на большом экране и с использованием всех достижений звуковой техники. Это предопределяет ориентацию на эффектное зрелище. В современном шоу-бизнесе полнометражная анимация часто является ведомой по отношению к сериальной (в Японии) или же ведущей по отношению к ней (в США). В обоих случаях сериальной анимации свойственно экстенсивное развитие действия (усложнение сюжета, постоянное введение новых персонажей), а полнометражной анимации - интенсивное (упрощение сюжета).
С появлением кабельного телевидения видеоанимация и ТВ-анимация начинают сближаться. Обе они ориентированы на просмотр на сравнительно небольшом телевизионном экране и редко содержат действительно сложные звуковые эффекты, поскольку большие телевизоры и мощная и совершенная звуковая техника есть далеко не у всех.
С художественной точки зрения коммерческая анимация характеризуется четким сюжетом и определенно описанными персонажами-личностями. Большое значение для коммерческой анимации имеет голосовое озвучание.
Разумеется, анимация, выпущенная в одном формате, может дополнительно продаваться в другом. ТВ- и полнометражная анимация часто продается на видеокассетах, а полнометражная и видеоанимация - демонстрируются по ТВ.
Прикладная анимация
Производителем коммерческой анимации являются профессиональные анимационные студии, часто работающие по заказу фирм, занимающихся последующими продажами анимации.
Прикладная анимация бывает разной суммарной длины, однако, если ее продолжительность превышает несколько минут, она делится на отдельные части, не всегда образующие единое целое. Обычно так делается в видеоиграх. Длина анимации в видеоклипах, рекламных роликах и оформлении естественно ограничивается ее использованием.
Прикладная анимация не является самостоятельным коммерческим продуктом и создается как часть такового - рекламного ролика, видеоигры, видеоклипа, оформления фильма, ТВ-передачи или ТВ-канала.
Прикладная анимация заказывается и оплачивается создателями концепции основного продукта. Влияя на его успех, сама по себе прикладная анимация прибыль давать не может.
Прикладная анимация может не иметь сюжета и персонажей и ограничиваться последовательностями визуальных образов. Однако она может и представлять собой небольшие произведения с самостоятельным сюжетом и персонажами, не всегда даже определяющимися "рамочным" произведением. Особенно это характерно для видеоклипов.
Прикладная анимация создается профессиональными анимационными студиями.
Актерские голоса в прикладной анимации используются практически только в видеоиграх и (иногда) в видеоклипах. Обычно звуковое оформление ограничивается фонограммой, а также создаваемыми независимо от анимации вокальными партиями в видеоклипах и голосовыми - в рекламе.
Некоммерческая анимация создается из художественных или идеологических соображений и не является коммерческим продуктом. Это не значит, что она не может продаваться и покупаться, однако она для этого не предназначена и обычно не является коммерчески "удачным" продуктом.
Некоммерческая анимация
Анимация первого типа часто является "фестивальной", то есть выпускается специально для участия во множестве международных и местных фестивалей некоммерческой анимации. На этих фестивалях маститые аниматоры, специально приглашенные гости и зрители оценивают некоммерческие фильмы или же просто наслаждаются ими. Некоторые некоммерческие работы могут вызвать интерес к аниматору и предложения ему коммерческих контрактов. Впрочем, это достаточно редкий случай. Чаще встречаются предложения создания прикладной анимации.
Некоммерческая анимация обычно создается в двух случаях: если нужно проверить новую для ее создателей идею или технологию анимации, или если нужно удовлетворить их тщеславие. Второе обычно характерно для непрофессиональных аниматоров, которым доставляет наслаждение процесс анимирования, но которые не хотят или не могут сделать его своим основным занятием.
Некоторые некоммерческие по своей природе фильмы создаются с коммерческими бюджетами и с коммерческой организацией труда. Это так называемое "анимационное меценатство". В свое время множество продукции такого рода было создано в СССР. Полезное в небольших количествах, оно расслабляет производителей анимации и делает важным в конкурентной борьбе "за бюджет" внехудожественные факторы - например, рабочий стаж или партийность.
Некоммерческие фильмы обычно короткометражны и не превышают 30 мин. Это связано как с естественными бюджетными ограничениями, так и с субъективными художественными соображениями - для некоммерческих фильмов редко специально приглашаются авторы сценариев, а сами аниматоры не склонны для выражения своих идей писать длинные сценарии.
|