Главная страница Менталитет Традиционное японское оружие В японском языке существует множество обозначений для передачи в тексте или в манге тех или иных природных и искусственных звуков. Ниже приведены некоторые из них.
Звукоподражания
Бари-бари (bari-bari) - звук рвущейся бумаги.
Бан-бан (ban-ban) - "ба-бах" или "бум-бум", обычно звуки выстрелов.
Боко-боко (boko-boko) - звук удара.
Боки-боки (boki-boki) - треск.
Буцу-буцу (butsu-butsu) - шепот.
Бо-бо (bo-bo) - треск огня.
Дза-дза (zaa-zaa) - шум дождя.
Ван-ван (wan-wan) - "гав-гав", лай собаки.
Досун (dosun) - стук при падении.
Дзуки-дзуки (zuki-zuki) - болезненное ощущение.
Гаку-гаку (gaku-gaku) - тряска.
Досун-досун (dosun-dosun) - "тук-тук", звук шагов.
Гая-гая (gaya-gaya) - шум толпы.
Гаса-гаса (gasa-gasa) - звук трения сухой, "стоящей колом" ткани.
Гуса-гуса (gusa-gusa) - резкий удар (обычно ножом).
Готя-готя (gocha-gocha) - "охо-хо", звук трудной ситуации.
Гя-гя (gyaa-gyaa) - крик.
Гэро-гэро (gero-gero) - "ква-ква", квакание лягушки.
Катя-катя (kacha-kacha) - "клац-клац", клацание.
Хиин-хиин (hiin-hiin) - "иго-го", ржание лошади.
Кэра-кэра (kera-kera) - "ха-ха", смех.
Кики (kikii) - звуки, издаваемые обезьяной.
Моо (moo) - "му-у", мычание коровы.
Миси-миси (mishi-mishi) - скрип.
Нян (nyaan) - "мяу", мяукание кошки.
Нико-нико (niko-niko) - смешок, улыбка.
Пан-пан (pan-pan) - стук.
Пати-пати (pachi-pachi) - "хлоп-хлоп", хлопки в ладоши.
Пика-пика (pika-pika) - треск электрического разряда.
Пиё-пиё (piyo-piyo) - щебетание птиц.
Жестикуляция японцев
Тю-тю (chuu-chuu) - "пи-пи", пищание мыши.
Руки скрещены на груди - "Я задумался".
Указывание пальцем на собственный нос - "Я говорю о себе".
Поднятый большой палец - речь идет о мужчине.
Поднятый мизинец - Речь идет о женщине (обычно чьей-то подружке или любовнице). Если на самом деле в разговоре упоминается мужчина, то этот жест - намек на его гомосексуальную ориентацию.
Размахивание раскрытой ладонью перед лицом (как в нашем жесте "плохо пахнет") - "Я не согласен", "нет".
Оттягивание левого века пальцем вниз с одновременным высовыванием языка - Оскорбление, аналогичное русскому "показать нос".
Размахивание раскрытой ладонью, обращенной к собеседнику, влево-вправо - Жест прощания.
Размахивание раскрытой ладонью, обращенной к собеседнику, от себя (вперед-назад) - Жест приветствия.
Проведение ладонью по горлу - "Смерть" или "увольнение".
Протягивание раскрытой ладони в определенном направлении - Жест указывания направления.
Поддакивание головой - "Я вас внимательно слушаю и понимаю". Не путать с "я согласен"!
Проведение ладонью над головой - "Я наелся до отвала".
Поднесение кулака к виску и резкое расжатие руки - "Он свихнулся".
Почесывание головы - Жест недоумения или задумчивости.
Знак "V" (выставление указательного и среднего пальцев, ладонь обращена от себя) - "Я нервничаю" или знак победы.
"Пальцовка" (выставление указательного пальца и мизинца на обеих руках) - Используется в некоторых магических заклинаниях, жест, отгоняющий злые силы. Иногда используется как ироническая реакция на плохую шутку.
Сцепленные мизинцы - Знак, использующийся при даче клятвы, обычно в семейных или дружеских компаниях.
Соединение в кружок указательного и большого пальца - "Все в порядке" или "Деньги" (устаревший вариант).
Постукивание кулаком в грудь - "Предоставьте это мне".
Хлопки пальцами прямо выставленных ладоней - Обычные японские аплодисменты.
Лизание пальца и последующее дотрагивание им до чего-либо - "Это мое".
Поднимание руки и положение другой руки на бицепс - "Я могу сделать это (нечто трудное)" или "Я сделал это (нечто трудное)".
Поднесение указательных пальцев к голове наподобие рожек - "Он злой как они, черт".
Сгибание указательного пальца наподобие крючка - "Здесь что-то нечисто".
Прикрывание женщинами лица во время смеха - Для женщин считается неприличным показывать зубы. Сейчас этот жест несколько устарел, поэтому используется только "женственными" дамами и девушками.
Поднесение сжатого кулака к собственному носу - "Он злой, тупой и мстительный как тэнгу".
Десятикратный хлопок в ладоши в ритме 3-3-3-1 (иппондзимэ) - "Мы отмечаем успешное окончание застолья, приема или другого значительного события". Иногда хлопают три раза по иппондзимэ - это называется "самбондзимэ". Сам обычай хлопать по окончании праздника называется тэдзимэ.
Хлопок в ладоши (касивадэ) - "Я взываю к высшим существам".
Смайлики-эмотиконы (от английского smile - "улыбка") - это сочетания символов, использующиеся в Интернете для передачи эмоционального отношения пишущего к тексту. Обычно смайлики символически изображают человеческое лицо.
Японские смайлики
Кроме Японии, такие смайлики также используются в Южной Корее.
В отличие от американских смайликов, для понимания которых нужно мысленно развернуть изображение на 90 (пример - :-)), японские смайлики могут восприниматься "прямо". На них не изображается нос - в этом японские смайлики близки к канону аниме-графики.
^_- - подмигивание.
^_^ - улыбка.
;_; - плач.
^ ^ - улыбка через силу.
v_v - грусть.
(T_T) - горький плач.
V_v - неприятное удивление.
o_o - удивление.
O_o - такое большое удивление, что аж перекосило.
0_0 - большое удивление.
@_@ - обалдение.
*_* - фанатение.
-_-; - болезнь.
_ - злость.
%_% - после ночи за компьютером.
+_+ - смерть.
^}{^ - любовь.
*^_^* - покраснение от смущения.
(^_^)/~~ - приветствие.
(-.-)Zzz.. - сон.
Из вышеуказанного можно сделать важный вывод: военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Единство японской военной культуры дает нам возможность составить достоверное представление о периоде именно на основании этого фактора военной истории. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.
Вся история древней и средневековой Японии - это бесконечные войны. Причем войны не "холодные", дипломатические и подковерные, а "горячие", в которых принимали участие значительные армии. В отличие от стран Европы и материковой Азии основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и личные полководческие таланты командующих армиями.
Эпоха Лука
В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука, копья и меча.
Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.
Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.
В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Этитяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.
Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.
Эпоха Копья
Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).
Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.
В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии. Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.
С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).
Эпоха Меча
Основными разновидностями меча были: Тёкуто - древнейший прямой меч. Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою. Танто - кинжал или нож длиной до 30 см. Вакидзаси, Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см). Тати - большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз. Катана или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх. Нодати или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.
Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.
Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.
Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.
К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:
Менее значительные виды самурайского оружия
Дзиттэ - оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.
Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).
Кайкэн - женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.
Ёрой-доси - "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.
Коцука - боевой нож, носился в ножнах боевого меча.
Кодзука - боевой нож. Часто использовался как бытовой.
Тэссэн (Дансэн утива) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.
Нагината - японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.
http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/ - Сайт сахалинского военно-исторического клуба "Путь Меча". Содержит множество информации о самураях и их боевых искусствах
Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару). После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".
http://www.professional.spb.ru/fizo.shtml - Собрание текстов, в том числе и о японских военных искусствах
http://www.ay.ru/japan/ - "JAPANServer", собрание информации о Японии и японских военных искусствах
|