Главная страница История Отаку входят в игру Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" -Kidou Senshi Gundam (1979-1980) имел совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фэнов научно-фантастического аниме. Начали появляться аниме- отаку.
Новое поколение зрителей
Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Осии Мамору, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профи поколения Миядзаки Хаяо, подуставшие рисовать "детски" неглубокие вещи, пошли по следу спонсорских денег, создавая новую индустрию - индустрию, сделавшую аниме уже фактом не только японской, но и мировой культурной жизни.
Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся во второй половине 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, предоставляло им мировоззрение, давало им ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам.
"Космические оперы" и немного музыки
Одновременно с этим развивался и фэнский, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фэнов (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и так далее. В дальнейшем некоторые завсегдатаи этого рынка становились серьезными, коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу "CLAMP" и студию "Gainax". Развивались и фэнские и коммерческие журналы об аниме и манге.
Со временем под влиянием фэнов они становятся серьезнее, с более сложными сюжетами, дизайнами и взаимоотношениями героев. Среди новых космических сериалов - "Космический император-бог Сигма" -Uchyu Taitei God Sigma (1980-1981), "Космический воин Балдиос" -Uchuu Senshi Baldios (1980-1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" -Hyakuju Ou Golion (1981-1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" -Kikou Kantai Dairugger XV (1982-1983) и многие другие.
Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "ГАНДАМ" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "ГАНДАМ". Выходят цветные ремейки сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы по мотивам эпопеи "Космический крейсер Ямато".
"Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой - Итидзё Хикару, был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не самым крутым воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная - майор Хаясэ Миса.
В 1982 году на экраны выходит сериал "Гиперпространственная крепость Макросс" -Chou Jikuu Yousai Macross (1982-1983), созданный при поддержке студии "Tatsunoko Production" студиями "Studio Nue" и "Artland". Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме.
Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" -Chou Jikuu Yousai Macross: Ai Oboete Imasu Ka? закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня - "Ai Oboete Imasu Ka?" заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно.
Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Альбом песен Минмэй в исполнении озвучивающей ее актрисы Иидзимы Мари сразу же стал очень популярен.
Фантастическая комедия - новый поворот
Другой важный "космический" аниме-фильм - это "Жар-птица 2772: Космозона Любви" -Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone, последняя коммерческая работа Тэдзуки Осаму на студии "Tezuka Productions". Этот фильм, сделанный уже на тот момент в устаревшем стиле, тем не менее оказал значительное влияние на профессионалов аниме. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе ТВ-сериалов. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Второй эксперимент в этом жанре стал куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Это была первая (но не последняя) экранизация манги Такахаси Румико - "Несносные пришельцы" -Urusei Yatsura (1981-1986), сериал, созданный на студии "Studio Pierrot" режиссером Осии Мамору, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реальных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на развитие аниме оказали характеры персонажей. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, сочетание мечты мазохиста, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такой порядок сложности характеров стал обычен для подросткового аниме. Но в те времена он был сенсацией.
Одним из первых экспериментов в этом жанре стал сериал студии "Toei" по мотивам манги Ториямы Акиры "Доктор Сламп" -Dr. Slump (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме - сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, отнюдь не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь.
В 1983 году произошло еще одно событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Осии Мамору на студии "Studio Pierrot" выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас" -Dallos: Dallos Haikai Shirei. С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (продолжительность), а также рассчитанное на более узкую аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали отаку.
Новый формат - видеоаниме
Особо следует выделить культовый OAV Осии Мамору и Амано Ёситаки - "Яйцо ангела" -Tenshi no Tamago (1984). Почти лишенный диалогов, он прославился умением его создателей рассказать сложнейший сюжет с помощью одних лишь видеообразов, демонстрируя все возможности нового вида аниме.
Уже 1984 подарил такой шедевр видеоанимации, как "Рождение" -Birth, более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году добавились фантастические видеосериалы "Грязная Парочка" -Dirty Pair, "Мегазона 23" -Megazone 23, комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?" -What's Michael?, а также первая из серии видеоэкранизаций произведений Такахаси - "Сквозь огонь" -Honoo Tripper и классика аниме-мистики "Ди - охотник на вампиров" -Kyuketsuki Hunter D режиссера Асиды Тоё.
Полнометражники - новое начало
В последующие годы OAV или OAV (Original Animation Video - "анимация для продажи на видео") достигли значительного рассцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OAV.
Также нельзя не указать на шедевр аниме-апокалиптики "Великая война с Гэммой" -Genma Taisen (1983) аниматора Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - "Голго-13" -Golgo 13 (1983) режиссера Дэдзаки Осаму.
Уже упоминавшийся выше "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - "Юнико" -Unico (1981), "Невероятные космические приключения Кобры" -Space Adventurer Cobra Gekijouban (1982) и "Босоногий Гэн" -Hadashi no Gen (1983).
Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использовал в фильме Ринтаро "Божественный меч" -Kamui no Ken (1985). И это было только начало развития полнометражной анимации...
Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Навсикая из Долины Ветров" -Kaze no Tani no Nausicaa. В его создании принял участие молодой аниматор Анно Хидэаки. Фэны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался наиболее творческий период. Впрочем, надо отметить, что сам мастер этот фильм не любит, мотивируя это тем, что он не смог в нем выразить все то, что он хотел и что смог выразить в манге.
В остальном в мире аниме начала 1980-х все было как раньше. И вообще - появление новых жанров и направлений никогда не уничтожало существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. "Nippon Animation" делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мега-сериала "Дораэмон", в 1981 году студия "Tatsunoko Production" выпустила сериал "Суперкнига" -Superbook - аниме-изложение библейских историй.
Прочие достижения
Эстефету подхватила "Ashi Production" и создала сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" -Mahou no Princess Minky Momo (1982-1983). Значительным отличием от предыдущих аналогичных сериалов был необычный поворот сюжета в самом конце - главная героиня, принцесса волшебной Страны Грез, долго жившая на Земле, чтобы возвращать людям их утерянные мечты, попадает под машину, погибает... и возрождается в новой жизни уже человеком. До этого смерть (а тем более - главной героини) в такого рода повествовании считалась совершенно невозможной. Даже противники только побеждались, но не убивались.
Продолжали выходить аниме о "девочках-волшебницах". В 1980 году начинает выходить сериал студии "Toei" "Юная волшебница Лалабель" -Mahou Shoujo Lalabel (1980-1981). Это был первый сериал такого рода, создававшийся исходя из соображений продажи игрушек. Поэтому главная героиня и ее противники использовали в сражениях множество различных предметов. Сериал был весьма популярен, но после него "Toei" до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала.
На аналогичной сюжетной завязке (маленькая неудачница с помощью волшебства на время становится большой и удачливой девушкой, а затем пытается совместить два пласта своего бытия в один) построены и два других сериала этого времени "Studio Pierott" - "Волшебная фея Пелсия" -Mahou no Yousei Pelsia (1984-1985) и "Волшебная Звезда Колдунья Эми" -Mahou no Star Magical Emi (1985-1986).
Еще одним игроком на поле аниме про "девушек-волшебниц" объявила себя "Studio Pierrot", выпустив сериал "Волшебный ангел Крими Мами" -Mahou no Tenshi Creamy Mami (1983-1984). Его принципиальное отличие заключалось в том, что главная героиня - Морисава Юу, получив от странного инопланетянина волшебную палочку и превращаясь с помощью нее из 10-летней девочки в 16-летнюю девушку, обнаружила, что это палочка работает как микрофон и сделала ее (во взрослом облике) супер-звездой под псевдонимом Крими Мами. В результате Ю начинает жить двойной жизнью, одновременно переживая сложности отношений со своим одноклассником Тосё, фэном Крими Мами, но полностью игнорирующим саму Юу. Как уже отмечалось выше, сюжет с юной поп-звездой - это веяние времени, нового состояния японского шоу-бизнеса.
С 1985 года начал выходить популярнейший спортивный сериал о баскетболе - "Касание" -Touch (1985-1987).
В 1984 году был создан провозвестник "жестоких фильмов" - сериал студии "Toei" "Кулак Северной Звезды" -Hokuto no Ken (1984-1988) о приключениях мастера боевых искусств в постапокалиптическом мире. Сериал очень кровав и жесток, и сделанный по его мотивам полнометражный аниме-фильм до сих пор считается одним из самых кровавых аниме в истории.
Начиная с этого периода, затруднительно даже перечислить все стоящее аниме. Студии растут как грибы, множатся журналы, печатающие мангу, в индустрию приходят все новые и новые творцы. Возникают новые жанры, поджанры и даже мета-жанры. Просто упомнить всех - уже задача не для странички, а для справочника. Поэтому я буду упоминать только то, что мне кажется наиболее важным и существенным для дальнейших судеб аниме. Уж что получится, то и получится. Но не забывайте - хорошего аниме было намного больше, чем здесь упомянуто. ^_^
Окончательный расцвет
Вторая половина 1980-х стала временем значительного подъема интереса аниматоров и зрителей к полнометражному аниме. После очередей, стоявших на "Навсикаю из Долины Ветров", общественное и фэнское мнение было готово к полноценному восприятию серьезных аниме-фильмов, не являющихся продолжением ТВ-сериалов, и даже иногда не основанных на литературных или манга-источниках.
Развитие полнометражного аниме
Ринтаро на студии "Madhouse" начал выпускать свою версию экранизации манги Тэдзуки "Жар-птица" - "Жар-птица: глава о Карме" -Hi no Tori: Houou Hen (дальше последовали два полнометражных продолжения). Дэдзаки Тэцу и Томинага Цунэо выпустили на студии "Kitty Films" ставшее классическим детективно-фантастическое аниме "Их было 11" -Junichinin Iru.
В 1986 году таких фильмов вышло много. Здесь и шедевр детского приключенческого кино "Небесный замок Лапута" -Tenkuu no Shiro Laputa Миядзаки Хаяо, созданный на специально для этого основанной Миядзаки и Такахатой студии "Studio Ghibli", и насквозь пародийный "Проект Эй-ко" -Project A-ko Нидзисимы Кацухико, и эпический фэнтазийный "Виндария" -Windaria Юямы Кунихико.
В 1987 году выходит талантливая экранизация классического японского средневекового романа "Повесть о Гэндзи" -Genji Monogatari режиссера Гисабуро Сугии.
В последующие годы производство аниме-фильмов оказалось, во многом, под давлением OAV и было несколько сокращено. Тем не менее, Миядзаки в 1988 году выпускает "Наш сосед Тоторо" -Tonari no Totoro, поначалу провалившийся в прокате, но потом вошедший в Золотой Фонд аниме, а в 1989 году - "Ведьмина служба доставки" -Majo no Takkyubin.
К вопросу об отаку
В 1988 году происходит подлинное событие в мире полнометражной анимации. Отомо Кацухиро экранизирует собственную мангу "Акира" -Akira. Этот масштабный двухчасовой фильм, сделанный в эстетике киберпанка, произвел на зрителей всего мира колоссальное впечатление своим техническим совершеством и необычайно запутанным сюжетом. Впрочем, последний был скорее недостатком фильма, ведь автор постарался "запихнуть" всю многотомную мангу в один фильм. В результате сам Акира на экране появляется всего на несколько секунд! Хотя, разумеется, все события, происходящие в фильме, так или иначе связаны с фактом его существования. В фэнских кругах сразу ж появилась мнение, что человек, способный вникнуть в сюжет и смысл фильма всего с одного просмотра - либо гений, либо сумасшедший. С технической точки зрения "Акира" для конца 1980-х был настоящим аниме-совершенством. Это было первое аниме с частотой 24 кадра в секунду (промышленный аниме-стандарт - 12-15 кадров в секунду). Для его создания был организован специальный консорциум - "Akira Committee". В процессе его производства широко использовались компьютеры, правда, не для создания графики, а для помощи аниматорам в ее создании. Скажем, эффект синхронизации движений губ персонажей с голосами актеров достигался с помощью компьютерной техники.
Видео и Киберпанк
В 1987 году на экраны Японии вышел не совсем обычный двухчасовой полнометражный аниме-фильм - "Королевские космические силы - Крылья Хоннеамиз" -Ouritsu Uchuugun - Honneamise no Tsubasa студии " Gainax" и режиссера Ямаги Хироюки. Необычность его была не только в мастерстве, с которым молодые аниматоры создали альтернативный мир, неуловимо похожий на наш, и, все-таки, не наш, не в не виданном до того времени качестве графики и необычной музыке. Наиболее необычным обстоятельством было то, что вся команда, делавшая этот фильм, была недавними студентами - фэнами аниме. Новое поколение творцов, так ярко заявив о себе зрителям, постепенно начало диктовать индустрии свои правила игры. И относилось это даже не столько к самому "Gainax", сколько ко всему множеству молодых аниматоров, пришедших в эти годы в мир коммерческого аниме.
Популярность этому жанру OAV в 1987 году создали два видеофильма - "Черная Магия М66" -Black Magic M66 по мотивам первой манги Сиро Масамунэ и первая серия сериала "Кризис каждый день" -Bubblegum Crisis (1987-1991) режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити.
В мире OAV вторая половина 1980-х - эпоха господства стиля "киберпанк" - антиутопических повествований о мире будущего, в котором "правит бал" искусственный разум компьютеров.
Другие киберпанк-проекты того же 1987 года - две "сборных солянки" новелл: "Повесть о Лабиринте Мани-Мани" -Mani Mani Meikyu Monagatari с участием таких видных режиссеров, как Отомо Кацухиро, Ринтаро и Кавадзири Ёсиаки и "Карнавал Роботов" -Robot Carnival, созданный под общим руководством Отомо при участии Фукусимы Ацуко, Моримото Кодзи и Накамуры Такаси.
Этот восьмисерийный OAV-сериал, несмотря на огромное количество проблем, возникших при его создании, стал считаться подлинной классикой киберпанка, соединив при этом собственно киберпанк и жанр "сэнтай". В нем четыре очень разных по характеру и судьбе девушки, используя силовую броню, сражались с "выходящими из себя" бумерами - разумными роботами, чья сила и мощь намного превосходила человеческую, и поэтому они, как рабы, использовались в наиболее опасных видах работ (в основном - за пределами Земли). При этом полное уничтожение или отказ от использования бумеров невозможен - человечество не может без них обойтись. И поэтому сражение главных героинь с безумными бумерами не может по определению закончиться победой. Совершенно особой частью сериала стал его саундтрек. Исполнительницы главных ролей даже организовали музыкальную группу и провели несколько очень успешных концертов, исполняя песни из сериала. Потом такая практика стала повсеместной.
1989 год порадовал зрителей OAV-сериалом "Ангел-полицейский" -Angel Cop и началом выхода одного из самых длинных OAV-сериалов - 12-ти серийного сериала "Кибер-воин Гайвер" -Kyoshoku Soku Guyver.
В 1988 году вышло две новые экранизации произведений Сиро Масамунэ - "Семя яблока" -Appleseed и "Доминион: Танковая полиция" -Dominion Hansai Gundan. К сожалению, обе они оказались не очень удачными, и продолжения не последовало.
В таком же стиле был сделан пародийно-кошмарный "Ужасный Больной - Лучший Учитель" -Kyofun no Byoningen Saishu Kyoushi (1988). В том же году вышла первая серия OAV-сериала "Легенда о волшебном мече времен Гражданской войны" -Sengoku Kitan Yotouden (1988-1989) режиссера Ямадзаки Сато.
Особо следует отметить две работы Кавадзири Ёсиаки на студии "Madhouse". Они не относятся к чистому киберпанку, поскольку скорее магические, нежели научно-фантастические, однако они очень близки к этому жанру по духу и дизайну. Это "Город чудищ" -Yoju Toshi (1987) и "Синдзюку - город-ад" -Makai Toshi Shinjuku (1988).
Значительные сериалы
"Также нельзя не упомянуть еще один классический мистический OAV-сериал, начавший выходить в 1988 году, "Вампирша Мию" -Kyuuketsuki Miyu по мотивам манги Какиноути Наруми.
В 1987 году выходит небольшой (48 серий), но значительный подростковый сериал студии "Studio Pierrot" "Капризы Апельсиновой улицы" -Kimagure Orange Road (1987-1988) по мотивам манги Мацумото Идзуми. Он повествовал об истории семьи Касуга, каждый член которой наделен какими-то сверхъестественными способностями, и об истории взаимоотношений главного героя - Касуги Кёсукэ и двух очень разных девушек - Мадоки и Хикару. Выбор, который главный герой делает между талантливой, авторитетной, "мужественной" Мадокой и "женственной", но и весьма "пробивной" Хикару, - это, конечно, повторение парадигмы, изложенной еще в "Этих несносных пришельцах". Но в данном случае линия любовных отношений была прописана более драматически и предназначена для более старших зрителей. Поэтому идеологическое влияние романтической линии этого сериала оказалось больше. При этом "раскрепощение" японской девушки было тем заметнее, чем очевиднее то обстоятельство, что и Мадока, и Хикару - не инопланетянки, а более чем реальные японские девушки. Также следует отметить начальные и конечные "заставки" сериала и последующих одноименных OAV, в которых демонстрировались интересные и необычные графические эксперименты, скажем, с графикой на стекле.
1986 год - это появление на экранах одного из самых популярных и коммерчески успешных аниме - "Драконий жемчуг" -Dragon Ball (1986-1989) по мотивам одноименной манги Ториямы Акиры. Это детский комическо-фантастический сериал, очень вольная и творческая обработка истории легендарного Сон Гоку (Сунь Укуна) - Повелителя Обезьян индийской мифологии. В 1989 году начал выходить второй сериал по мотивам этой манги - "Драконий жемчуг Зет" -Dragon Ball Z (1989-1996).
Поэтому сериал был упрощен, количество драк было увеличено, и на экраны вышел "Рамма 1/2 - жаркая битва" -Ranma 1/2 Nettouhen (1989-1992), значительно более удачный коммерчески, но художественно более слабый.
Еще один сериал, о котором нельзя не упомянуть, - это экранизация манги Такахаси Румико "Рамма 1/2" -Ranma 1/2 (1989), созданный на студии "Studio Deen". Начавшись, он продержался только 18 серий. Сейчас они считаются классикой, но тогда, из-за неправильной телевизионной политики, оказалось, что основные зрители сериала - не продростки, для которых он предназначался, а дети младшего возраста, не могущие оценить всех его романтических перипетий, но негодующие, что в сериале герои сражаются не так часто, как могли бы. Дело в том, что жанр этого сериала определяется как "романтическая комедия боевых искусств".
1986 год встретил зрителей новой ТВ-экранизацией манги Такахаси Румико - "Доходный дом Иккоку" -Maison Ikkoku (1986-1988). Как и "Несносные пришельцы", это был лирико-комедийный сериал, но уже не о фантастических, а о совершенно реальных персонажах. Своего рода мыльная опера, жанр, популярный и на японском телевидении. Тем не менее, для аниме такой сюжетно сложный сериал, серьезно описывающий все треволнения и житейские неурядицы обитателей доходного дома семьи Иккоку, был в новинку.
Простая японская жизнь
В 1987 году студия "Sunrise", до этого прославившаяся сериалом "ГАНДАМ", начала выпускать популярнейший сериал "Городской охотник" -City Hunter (1987-1990) о приключениях ловеласа - частного детектива.
Другое "житейское" аниме того времени по мотивам манги Такахаси - "Однофунтовое Евангелие" -Ichi Pound no Fukuin (1988) о приключениях незадачливого юного боксера и решившей ему помочь монахине-послушнице.
Немного о сексе
В 1988 году Такахата Исао на студии "Studio Ghibli" сделал полнометражный исторический аниме-фильм "Могила светлячков" -Hotaru no Haka - очень грустный, трагический фильм-экранизацию автобиографии Носаки Акиюки, у которого на Второй мировой войне погиб отец, умерла мать, а в первые послевоенные годы из-за его гордыни умерла маленькая сестренка. Фильм был сделан по заказу Министерства Образования Японии как часть школьной программы по истории и этическому воспитанию. Благодаря деньгам, полученным за этот шедевр, Миядзаки и Такахата смогли сделать и продать прокатчикам "Тоторо" (упомянутый выше).
В том же 1987 году вышел и первый яой-OAV - "Песня ветра и деревьев" -Kaze to Ki no Uta по мотивам манги Такэмии Кэйко. Стало понятно - секс пришел в аниме хорошо и надолго.
Во второй половине 1980-х в аниме пришел секс. Сделано это было очень весомо - в 1987 году вышел первый OAV сериала "Легенда о Сверхчеловеке - Парень-бродяга" -Chojin Densetsu Urotsukidoji Хидэки Такаямы. В нем запутанный и необычный сюжет сочетался с красочно нарисованными сценами сексуальных отношений людей и демонов. Фактически, этот сериал начал традицию "хентая" как самостоятельного жанра и в очередной раз открыл полемику о возможности художественной ценности порнографии.
Активно продолжали выходить ТВ и OAV сериалы по мотивам сериала "ГАНДАМ". Важной вехой здесь стал OAV "Мобильный воин Сверх-Деформированный ГАНДАМ" -Kidou Senshi Super Deformed Gundam (1988) - первое аниме, в котором использовалось комедийное "супер-деформированное" изображение (гипертрофированная голова и маленькое тело - персонаж или робот выглядит как младенец-переросток).
Другие достижения
С 1988 года начал выходить еще один значительный космический сериал - "Легенда о героях Галактики" -Ginga Eiyu Densetsu (1988-1997) Исигуро Нобуро. От своих аналогов он отличался куда большим вниманием к человеческим, стратегическим и политическим аспектам космической войны. Была принципиально отвергнута концепция "нашей стороны". Сериал сочетал два параллельных сюжета, описывающих обе стороны конфликта.
Продолжало цвести детское аниме, выходили все новые сериалы, даже в конце 1980-х вышло несколько цветных ремейков старых сериалов (в частности - "Ведьмы Салли").
В мире собственно "аниме о девочках-волшебницах" было некоторое затишье. Можно отметить разве что длинный сериал "Мами-экстрасенс" -ESPer Mami (1987-1989).
Из спортивных аниме стоит упомянуть ТВ-сериал "Явара!" -Yawara! (1989-1992) студии "Madhouse". Близкий во многом к сериалам о "девочках-волшебницах", он рассказывает о гениальной дзюдоистке, которая больше всего на свете хочет быть самой обычной девушкой.
|