Главная страница Авторы Студия "studio ghibli" Студия "Gainax" была основана 25 декабря 1984 года группой аниматоров-отаку во главе с Ямагой Хироюки, Окадой Тосио, Анно Хидэаки и Садамото Ёсиюки для создания их первого полнометражного фильма "Королевские космические силы - Крылья Хоннеамиз" -Ouritsu Uchuugun - Honneamise no Tsubasa (1987) при поддержке компании "Bandai".
Слово "gaina" на одном из диалектов японского значит "огромный". Соответственно, название этой студии переводится как "Огромный Икс".
После "Крыльев" "Gainax" выпустила два сериала режиссера Анно Хидэаки - OAV-сериал "Стремись к вершине! Ганбастер" -Top o Nerae! Gunbuster (1988-1990) и ТВ-сериал "Надя с загадочного моря" -Fushigi no Umi no Nadia (1990-1991).
Президентом студии стал Ямага Хироюки (режиссер "Крыльев"), ведущим режиссером - Анно, а Садамото занял пост ведущего дизайнера. Окада Тосио (известный как "Otaking") вскоре ушел из аниме-бизнеса и стал профессиональным исследователем истории аниме и манги. Ныне он преподаватель университета.
В 1989 году Акай Таками, один из основателей "Gainax", выпустил первую компьютерную игру студии, "Кибершкола" -Dennou Gakuen, а в 1991 в продаже появилась их первая игра-бестселлер - "Делатель принцесс" -Princess Maker.
Свои первые шаги в бизнесе они описали в OAV "Фильм об отаку 1982" -Otaku no Video 1982 (1991) и "Снова фильм об отаку 1985" -Zoku Otaku no Video 1985 (1991), в пародийной форме рассказывающих не только об истории студии "Gainax", но и об истории самого движения отаку. Режиссером этих OAV был Мори Такэси, а дизайнером персонажей - Сонода Кэнъити.
В 1992 году была открыта Gainax-BBS, и началось активное участие компании в разнообразных сетевых проектах. К этому времени "Gainax" уже стала крупной фирмой на рынке создания компьютерной графики и дизайнов оформления продукции. Также "Gainax" известна организацией многочисленных мероприятий и конов для отаку, в том числе и для фэнов собственно продукции "Gainax".
В 1993 вышел их второй шедевр, "Делатель принцесс 2" -Princess Maker 2, сделав тем самым всемирно известным компьютерное подразделение "Gainax".
После перерыва на освоение компьютерного рынка в 1995 году "Gainax" вернулся на аниме-рынок с ТВ-сериалом Анно Хидэаки "Евангелион нового поколения" -Shinseiki Evangelion (1995-1996), который был выпущен при содействии студии "Production I.G". За собственно сериалом последовало несколько его полнометражных продолжений.
Тогда же, в 1992 году, из студии "Gainax" ушла целая группа молодых аниматоров, во главе которых стоял Мурахама Сёдзи. Чуть позже они создали собственную студию компьютерной анимации "Gonzo Denki".
В 1998 году начал выходить новый ТВ-сериал "Gainax" и Анно - школьная мыльная опера "С его стороны - с ее стороны" -Kareshi Kanojo no Jijou (1998-1999), выпущенная совместно со студией "J.C. Staff". Это было первое сёдзё-аниме в истории "Gainax".
Необходимость совместного производства диктовалось организационной структурой "Gainax", утратившей к тому времени собственную производственную базу для создания анимации (в первую очередь - команду технических работников: заливщиков, художников по фонам и т.д.).
В 2000 году "Gainax" совместно с "Production I.G" начала выпуск экспериментального OAV-сериала "Фури-кури" -FLCL (2000-2001) - первой самостоятельной работы молодого режисера по имени Цурумаки Кадзуя. Это был первый в истории аниме OAV-сериал, изначально выпущенный на DVD с английскими субтитрами (начиная со второй серии). Так "Gainax" стала первой аниме-студией, пошедшей навстречу не только японским, но и зарубежным отаку.
Первым дзё-аниме (аниме для молодых женщин) в истории "Gainax" стала ТВ-программа Анно Хидэаки, студии Gainax" и студии "Group TAC" "Час глупостей любви" -Ai no Awa Awa Hour (1999), состоящая из трех самостоятельных ТВ-сериалов: "Домоправительница Эбитю" -Oruchuban Ebichu, "Коумэ идет!" -Koume-chan ga Iku!, "Маленькие женщины близ Вакакусаямы" -Ai no Wakakusayama Monogatari. Серии первого сериала продолжались по 7 минут, второго и третьего - по 3 с половиной минуты.
http://www.gainax.co.jp - Официальный сайт "Gainax"
Студия "Gainax" - показательный прецедент превращения тусовки отаку сначала в команду аниматоров-любителей, а затем - в профессиональную студию. Отаку-прошлое, склонность к экспериментам и коммерческая жилка сделали руководство "Gainax" мастерами как в изобретении способов удовлетворения желаний поклонников аниме, так и в "выкачивании" из них денег. Впрочем, трудно за это на них обижаться - таковы жесткие законы медиа-бизнеса.
Именно поэтому Миядзаки Хаяо, большой любитель авиации и Средиземноморья, а также поклонник творчества французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери, использовал слово "ghibli" для названия своей студии.
Словом "ghibli" (в японском произносится "дзибли", правильное русское произношение - "гибли") в Ливии обозначают обжигающе-горячий ветер, дующий летом из пустыни Сахара. Во времена Второй мировой войны так назывался самолет итальянской компании "Caproni aeronautica Bergamasca" модели Ca.309 "Ghibli", предназначенный для войны в Африке.
Основной костяк студии составили сотрудники студии "Topcraft", ранее работавшей как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass", а потом нанятой Миядзаки и Такахатой для создания фильма "Навсикая из Долины Ветров" -Kaze no Tani no Nausicaa (1984). Президент "Topcraft", Хара Тору, до 1991 года был президентом "Studio Ghibli".
"Studio Ghibli" была основана Миядзаки и Такахатой Исао в 1985 году как дочерняя компания фирмы "Tokuma Publishing, Co., Ltd" для производства фильма "Небесный замок Лапута" -Tenkuu no Shiro Laputa (1986).
Миядзаки создал на "Studio Ghibli" следующие фильмы (кроме упомянутой выше "Лапуты"): "Наш сосед Тоторо" -Tonari no Totoro (1988), "Ведьмина служба доставки" -Majo no Takkyubin (1989), "Порко Россо" -Kurenai no Buta (1992), "Принцесса-мононокэ" -Mononoke Hime (1997), "Сэн и Тихиро, унесенные духами" -Sen to Chihiro no Kamikakushi (2001), а также видеоклип видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" -On Your Mark (1995).
В отличие от других аниме-студий, в основном занимающихся производством ТВ-сериалов и OAV, эта студия создавалась только для производства высококачественных полнометражных аниме-фильмов, что в условиях острой конкуренции на рынке Японии очень рисковано - если проект провалится, то фирма сразу обанкротится. Но Миядзаки и Такахате сопутствовал успех - все их фильмы окупили себя, а большая их часть стала блокбастерами.
Единственный неудачный проект "Studio Ghibli" - ТВ-фильм "Здесь слышен океан" -Umi ga Kikoeru (1993) режиссера Мотидзуки Томоми по мотивам манги Химуро Саэко. Миядзаки и Такахата решили попробовать "дать дорогу молодым" и пригласили на студию Мотидзуки, известного мастера любовных аниме-драм. Художественно проект удался, но вышел за пределы бюджета и расписания - сотрудники "Studio Ghibli" не привыкли "срезать углы" так, как это принято в ТВ-производстве. В результате фильм себя не окупил и похоронил идею инвестиций студии в телевизионный рынок.
Такахата создал на "Studio Ghibli" следующие фильмы: "Могила светлячков" -Hotaru no Haka (1988), "Сочащиеся воспоминания" -Omohide Poro-poro (1991), "Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко" -Heisei Tanuki Gassen Ponpoko (1994), "Чирик-чирик, наши соседи - семья Ямада" -Houhokekyo Tonari no Yamada-kun (1999).
В результате "Studio Ghibli" так и осталась студией двух режиссеров и их блестящей команды. Чтобы исправить это положение, Миядзаки и Такахата в апреле 1995 года открыли "East Koganei Village School of Animation" для воспитания своей смены. Директором школы стал Такахата.
Вторая попытка "дать дорогу молодым" была более успешной - полнометражный фильм Кондо Ёсифуми "Шепот сердца" -Mimi wo Sumaseba (1995) получился весьма удачным. Однако к "молодым" 45-летнего Кондо, бывшего до этого главным аниматором студии, можно было отнести лишь с изрядной долей натяжки.
Кстати, "Ghibli" была одной из первых японских фирм, начавших активно использовать в анимации компьютеры.
В 1997 году Миядзаки объявил, что он уже слишком стар для того, чтобы самому снимать коммерческие аниме-фильмы. Да и нужно "освобождать дорогу молодым". Поэтому он основал студию "Senior Ghibli" для создания некоммерческой и экспериментальной анимации, а саму "Studio Ghibli" оставил на Такахату, который собирается, в частности, активнее внедрять в анимацию новейшие компьютерные технологии. Тем не менее, пока что Миядзаки, уйдя с руководящих постов, никак не бросит создание коммерческой анимации...
http://www.nausicaa.net/miyazaki/ - Самая большая в Интернете база информации о студии "Studio Ghibli" и ее создателях
http://www.ntv.co.jp/ghibli/ - Официальный сайт "Studio Ghibli"
|